Посей меня (SokolovBrothers)
    5 (3)

    Посей меня / SokolovBrothers

    Посей меня (SokolovBrothers)

    Музыка Алекс и Сергей Соколовы, слова Алекс Соколов.

      Доспехи (Вера Кушнир)
      4.8 (4)

      Доспехи (Вера Кушнир)

      Доспехи (Вера Кушнир)

      В небесных доспехах войдём в этот мир,
      Ведёт эту битву Господь.
      Земное оружье нас не устрашит,
      Ведёт эту битву Господь.

      ПРИПЕВ:
      Иисусу — слава, сила,
      Мудрость и крепость и честь.

      Пусть воинство тьмы выйдет из берегов,
      Ведёт эту битву Господь.
      Мы кровью Его остановим врагов,
      Ведёт эту битву Господь.

      И если тяжёл для тебя этот бой,
      Ведёт эту битву Господь.
      Смелее, мой друг, твой Спаситель с Тобой,
      Ведёт эту битву Господь.

      Оригинал: The Battle Belongs to the Lord (Petra)

      Два старика (Лев Толстой)
      5 (2)

      Два старика (Лев Толстой) в Христианской фонотеке

      Два старика (Лев Толстой)

      Книга «Два старика» Льва Николаевича Толстого не оставит слушателя равнодушным. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку — зачем отправились два старика в Иерусалим, — кроется в деталях путешествия, и лишь на последних главах завеса поднимается и все становится на свои места. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному прослушиванию.

      Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. (Иоанна 4:19-23)

      I

      Собрались два старика Богу молиться в старый Иерусалим. Один был богатый мужик, звали его Ефим Тарасыч Шевелев. Другой был небогатый человек Елисей Бодров.

      Ефим был мужик степенный, водки не пил, табаку не курил и не нюхал, черным словом весь век не ругался, и человек был строгий и твердый. Два срока проходил Ефим Тарасыч в старостах и высадился без начета. Семья у него была большая: два сына и внук женатый, и все жили вместе. Из себя он был мужик здоровый, бородатый и прямой, и на седьмом десятке только стала седина в бороде пробивать. Елисей был старичок ни богатый, ни бедный, хаживал прежде по плотничьей работе, а под старость стал дома жить и водил пчел. Один сын в добычу ходил, другой – дома. Человек был Елисей добродушный и весёлый. Пивал и водку, и табак нюхал, и любил песни петь, но человек был смирный, с домашними и с соседями жил дружно. Из себя Елисей был мужичок невысокий, черноватенький. с курчавою бородкой и, по своему святому – Елисею пророку, с лысиной во всю голову.

      Давно пообещались старики и сговорились вместе идти, да всё Тарасычу недосуг было: не перемежались у него дела. Только одно кончается, другое затевается: то внука женить, то из солдатства сына меньшого поджидает, а то избу затеял новую класть.

      Сошлись раз старики праздником, сели на бревнах.

      – Что ж, – говорит Елисей, когда оброк отбывать пойдем?

      Поморщился Ефим.

      – Да погодить, – говорит, – надо, год нынче мне трудный вышел. Затеял я эту избу класть, думал, что-нибудь на сотню накину, а она уж в третью лезет. И то всё не довёл. Видно, уж до лета. На лето, коли Бог даст, беспременно пойдем.

      – На мой разум, – говорит Елисей, – откладывать нечего, идти надо нынче. Самое время – весна.

      – Время-то время, да дело расчато, как его бросить?

      – Разве у тебя некому? Сын дела поделает.

      – Как поделает-то! Большак-то у меня не надёжен – зашибает.

      – Помрем, кум, будут жить и без нас. Надо и сыну поучиться.

      – Так-то так, да все хочется при своем глазе дело совершить.

      – Эх, мил человек! Дел всех никогда не перевершишь. Вот намеднись у меня бабы к празднику моют, убираются. И то надо и другое, всех дел не захватят. Старшая сноха, баба умная, и говорит: “Спасибо, говорит, праздник приходит, нас не дожидается, а то, говорит, сколько б ни делали, всего бы не переделали”.

      Задумался Тарасыч.

      – Денег, говорит, много извел я в эту постройку; а в поход тоже не с пустыми руками идти. Деньги не малые – сто рублей.

      Засмеялся Елисей.

      – Не греши, говорит, кум. Твой достаток против моего в десять раз, а ты про деньги толкуешь. Только скажи, когда выходить – у меня и нет, да будут.

      Ухмыльнулся и Тарасыч.

      – Вишь богач, какой объявился, говорит, где ж возьмёшь-то?

      – Да дома поскребу – наберу сколько-нибудь; а чего не хватит – ульев с десяток с выставки соседу отдам. Давно уже просит.

      – Роевщина хорошая будет, тужить будешь.

      – Тужить?! Нет, кум! В жизни ни о чем, кроме о грехах, не тужил. Дороже души ничего нет.

      – Оно так, да всё неладно, как по дому неуправка.

      – А как у нас по душе-то неуправка будет, тогда хуже. А обреклись – пойдем! Право, пойдем.

      II

      И уговорил Елисей товарища. Подумал, подумал Ефим, на утро приходит к Ели сею.

      – Что ж, пойдем, говорит, правду ты говоришь. В смерти да в животе Бог волен. Пока живы да силы есть, идти надо.

      Через недельку собрались старики.

      У Тарасыча были деньги дома. Взял он себе 100 рублей на дорогу, 200 рублей старухе оставил.

      Собрался и Елисей; продал соседу 10 ульев с выставки. И приплод, сколько будет от 10 колодок, тоже соседу. Взял за все 70 рублей. Остальные 30 рублей по дому под метёлочку у всех обобрал. Старуха свои последние отдала, на похороны берегла; сноха свои дала.

      Приказал Ефим Тарасыч все дела старшему сыну: и где, сколько покосов взять, и куда навоз вывезти, и как избу выделать и покрыть. Всякое дело обдумал – всё приказал. А Елисей только наказал старухе, чтоб от проданных ульев молодых особо сажать и соседу без обмана отдать, а про домашние дела и говорить не стал: само дело, мол, покажет, что и как делать надо. Сами хозяева, для себя сделаете как лучше.

      Собрались старики. Напекли домашние лепёшек, пошили сумки, отрезали онуч новых, обули бахилки новые, взяли запасных лаптей и пошли. Проводили домашние их за околицу, распрощались, и пошли старики в путь-дорогу.

      Вышел Елисей с весёлым духом и как отошел от деревни, так все дела свои забыл. Только и думки у него, как бы дорогой товарищу угодить, как бы кому грубого слова не сказать, как бы в мире и любви до места дойти и домой вернуться. Идет Елисей дорогой и всё сам про себя либо молитву шепчет, либо жития, какие знает, на память твердит.

      А сойдется на пути с человеком или на ночлег придет, со всяким норовит как бы поласковее обойтись да по Божие слово сказать. Идет – радуется. Одного дела не мог сделать Елисей. Хотел бросить табак нюхать и тавлинку дома оставил, да скучно стало. Дорогой дал ему человек. И нет-нет, отстанет от товарища, чтоб его в грех не вводить, и понюхает.

      Идет и Ефим Тарасыч хорошо, твердо, худого не делает и пустого не говорит, да нет у него легкости на душе. Не выходит у него из головы забота про домашнее. Все припоминает, что дома делается. Не забыл ли чего сыну приказать и так ли сын делает? Увидит по дороге – картофель садят или навоз везут, и думает: так ли по приказу его сын делает. Так бы, кажется, вернулся и всё бы показал и сам сделал.

      III

      Шли пять недель старики, домашние лапти избили, уж новые покупать стали и пришли в хохлатчину. От дома шли, за ночлег и за обед платили, а пришли к хохлам, стали их на перебой к себе люди зазывать. И пустят, и покормят, и денег не берут, а еще не дорогу в сумки им хлеба, а то и лепешек накладут. Прошли они так вольно старики сот семь; прошли еще губернию и пришли в неурожайное место. Пускать пускали и денег за ночлег не брали, а кормить перестали. И хлеба не везде давали, другой раз и за деньги не добьются. Прошлый год, рассказывал народ, не родилось ничего. Которые богаты были, разорились, всё распродали; которые средственно жили – на-нет сошли; а бедняки – так или уехали совсем, или по миру ходят, или дома кое-как перебиваются. Зимой мякину или лебеду ели.

      Ночевали раз старики в местечке, купили хлеба фунтов пятнадцать, переночевали и вышли до зорьки, чтоб подальше до жару уйти. Прошли верст десять и дошли до речки, сели, зачерпнули воды в чашку, помочили хлебца, поели и переобулись. Посидели, отдохнули. Достал Елисей рожок. Покачал на него головой Ефим Тарасыч.

      – Как, говорит, такую пакость не бросить!

      Махнул рукой Елисей.

      – Пересилил, говорит, меня грех, что сделаешь!

      Поднялись, пошли дальше. Прошли ещё вёрст десяток. Пришли в большое село, прошли всё насквозь. И уж жарко стало. Уморился Елисей, захотелось ему и отдохнуть и напиться, да не останавливается Тарасыч. Тарасыч в ходьбе крепче был, и трудненько было Елисею за ним тянуться.

      – Напиться бы, говорит.

      – Что ж, напейся. Я не хочу.

      Остановился Елисей.

      – Ты, говорит, не жди, я только забегу вон в ту хатку, напьюсь. Живой рукой догоню.

      – Ладно, говорит. И пошел Ефим Тарасыч один вперед по дороге, а Елисей повернул к хатке.

      Подошел Елисей к хатке. Хатка небольшая, мазаная; низ чёрный, верх белый, да облупилась уж глина, давно, видно, не мазана, и крыша с одного бока раскрыта. Ход в хатку со двора. Вошел Елисей на двор; видит – у завалинки человек лежит безбородый, худой, рубаха в портки – по-хохлацки. Человек, видно, лег в холодок, да солнце вышло прямо на него. А он лежит и не спит. Окликнул его Елисей, спросил напиться – не отозвался человек. “Либо хворый, либо неласковый”, подумал Елисей и подошёл к двери. Слышит – в хате дитя плачет. Постучал Елисей кольцом. “Хозяева!” Не откликаются. Постучал ещё посошком в дверь. “Крещёные!” Не шевелятся. “Рабы Божии!” Не отзываются. Хотел Елисей уже и прочь идти, да слышит – из-за двери ровно охает кто-то. “Уж не беда ли какая-нибудь с людьми? Поглядеть надо!” И пошёл Елисей в хату.

      IV

      Повернул Елисей кольцо – не заперто. Отложил дверь, прошёл через сенцы. Дверь в хату отперта. Налево печь; прямо передний угол; в углу божница, стол; за столом – лавка; на лавке в одной рубахе старуха простоволосая сидит, голову на стол положила, а подле неё мальчишка худой, как восковый весь, а брюхо толстое, старуху за рукав дёргает, а сам ревмя-ревёт, чего-то просит. Вошёл Елисей в хату. В хате дух тяжёлый. Смотрит – за печью на полу женщина лежит. Лежит ничком и не глядит, только хрипит и ногу то вытянет, то подтянет. И швыряет её с боку на бок, и от неё-то дух тяжкий, – видно под себя ходит и убрать её некому. Подняла голову старуха, увидала человека.

      – Чого, говорит, тобi треба? чого треба? Нема, чоловiче нiчого.

      Понял Елисей, что она говорит, подошел к ней.

      – Я, говорит, раба Божия, напиться зашел.

      – Нема, кажу, нема. Нема чого й взяти. Иди собi.

      Стал Елисей спрашивать. – Что ж и здорового у вас али никого нет женщину убрать?

      – Та нема никого; чоловiк на дворi помира, а мы тутечки.

      Замолчал было мальчик – чужого увидал, да как заговорила старуха, опять ухватил её за рукав: “Хлiба, бабусю! хлiба!” и опять заплакал.

      Только хотел спросить Елисей старуху, ввалился мужик в хату, прошел по стенке и хотел на лавку сесть, да не дошёл и повалился в угол у порога. И не стал подыматься, стал говорить. По одному слову отрывает, скажет – отдышится, другое скажет.

      – И болезнь, говорит, напала, и… голодны. Ось з голоду помирает! – показал мужик на мальчика и заплакал.

      Встряхнул Елисей сумку за плечами, выпростал руки, скинул сумку наземь, потом поднял на лавку и стал развязывать. Развязал, достал хлеб, ножик, отрезал ломоть, подал мужику. Не взял мужик, а показал на мальчика и на девочку, им, мол, дай. Подал Елисей мальчику. Почуял мальчик хлеб, потянулся, ухватил ломоть опии ручонками, с носом в ломоть ушёл. Вылезла из-за печки ещё девочка, уставилась на хлеб. Подал и ей Елисей. Отрезал ещё кусок и старухе дал. Взяла и старуха, стала жевать.

      – Воды бы, говорит принести, уста и них запеклись. Хотела, говорит, я – вчера ли, сегодня, уж и не помню – принести, упала, не дошла, и ведро там осталось, коли не взял кто.

      Спросил Елисей, где колодец у них. Растолковала старуха. Пошёл Елисей, нашёл ведро, принёс воды, напоил людей. Поели ребята ещё хлеба с водой, и старуха поела, а мужик не стал есть. “Не принимает, говорит, душа”. Баба – та вовсе не поднималась и в себя не приходила, только металась на полатях. Пошел Елисей на село в лавку, купил пшена, соли, муки, масла. Разыскал топоришко, нарубил дров, стал печку топить. Стала ему девочка помогать. Сварил Елисей похлебку и кашу, накормил людей.

      V

      Поел мужик немножко, и старуха поела, а девочка с малышком и чашку всю вылизали и завалились обнявшись спать.

      Стали мужик со старухой рассказывать, как всё это с ними сталось.

      – Жили мы, говорят, и допрешь того небогато, а тут не родилось ничего, стали с осени проедать, что было. Проели всё – стали у соседей и добрых людей просить. Сперва давали, а потом отказывать стали. Которые бы и рады дать, да нечего. Да и просить-то совестно стало: всем должны – и деньгами, и мукой, и хлебом. Искал, – говорит мужик, – я себе работы – работы нет. Народ везде из-за корму в работу набивается. День поработаешь, да два такие ходишь – работы ищешь. Стали старуха с девчонкой ходить в даль побираться. Подаяние плохое, ни у кого хлеба нет. Всё-таки кормились кое-как, думали, – пробьемся так до новины. Да с весны совсем подавать перестали, а тут и болезнь напала. Пришло совсем плохо. День едим, а два нет. Стали траву есть. Да с травы ли, али так напала на бабу болезнь. Слегла баба, и у меня, – говорит мужик, – силы нет. И поправиться не с чего.

      – Одна я, – говорит старуха, билась, да из силы выбилась без еды и ослабла. Ослабла и девчонка, да и заробела. Посылали её к соседям – не пошла. Забилась в угол и нейдет. Заходила соседка позавчера, да увидала, что голодные да больные, повернулась, да и ушла. У ней самой муж ушёл, а малых детей кормить нечем. Так вот и лежали – смерти ждали.

      Отслушал их речи Елисей, да и раздумал в тот же день идти догонять товарища и заночевал тут. На утро встал Елисей, взялся по дому за работу, как будто сам он и хозяин. Замесил со старухой хлеба, истопил печку. Пошёл с девчонкой по соседям добывать, что нужно. Чего ни хватится – ничего нет, все проедено: ни по хозяйству, ни из одёжи. И стал Елисей припасать то, что нужно: что сам сделает, а что купит. Пробыл так Елисей один день, пробыл другой, пробыл и третий. Справился малышок, ходить стал по лавке, к Елисею ластится. А девочка совсем повеселела, во всех делах помогает. Всё за Елисеем бегает: “Дiду! Дiдусю!” Поднялась и старуха, к соседочке прошла. Стал и мужик по стенке ходить. Лежала только баба, да и та на третий день очнулась и стала есть просить. “Ну, – думает Елисей, – не чаял я столько времени прогулять, теперь пойду”.

      VI

      На четвертый день подошли розговены, и думает Елисей: “дай уж разговеюсь с людьми, куплю им кое-чего для праздника, а на вечер и пойду”. Пошёл Елисей опять на село, купил молока, муки белой, сала. Наварили, напекли они, со старухой, и на утро сходил Елисей к обедне, пришёл, разговелся с людьми. Встала в этот день и баба, стала бродить. А мужик побрился, чистую рубаху надел – старуха выстирала, – пошёл на село к богатому мужику милости просить. Заложены были богатому мужику и покос и пашня, так пошёл просить, не отдаст ли покоса и пашни до новины. Вернулся к вечеру хозяин скучный и заплакал. Не помиловал богатый мужик, говорит: “приноси деньги”.

      Задумался опять Елисей. “Как им, думает, теперь жить? Люди косить пойдут, им нечего: покос заложен. Поспеет рожь – люди убирать примутся (да и родилась же она хороша, матушка!), а им прождать нечего: продана у них десятина их богатому мужику. Уйду я, они опять так же собьются”. И разбился Елисей мыслями и не пошел с вечера – отложил до утра. Пошел спать во двор. Помолился, лег и не может заснуть: и идти-то надо – уж и так денег и времени много провел, и людей жалко. “Всех, видно, не оделишь. Хотел им водицы принести да хлебца по ломтю подать, а оно вишь куда хватило. Теперь уж – покос да пашню выкупи. А пашню выкупи, корову ребятам купи да лошадь мужику снопы возить. Видно, запутался ты брат Елисей Кузьмич. Разъякорился и толков не найдешь!” Поднялся Елисей, взял кафтан из-под головы, развернул, достал рожок, понюхал, думал мысли прочистить, ан нет: думал, думал, ничего не придумал. И идти надо и людей жалко. А как быть не знает. Свернул кафтан под голову и опять лег. Лежал, лежал, уж и петухи пропели, и совсем засыпать стал. Вдруг ровно разбудил его кто-то. Видит он, будто идет он в ворота и зацепил с одной стороны онучей, и онуча развязалась. Стал отцеплять, ан зацепился не за плетень, а это девчонка держит, кричит: “Дiду, дiдусю, хлiба!” Поглядел на ногу, а за онучу малышок держит, из окна старуха и мужик глядят. Проснулся Елисей, заговорил с собой в голос. “Выкуплю, говорит, завтра пашню и покос, и лошадь куплю, и муки до новины, и корову ребятам куплю. А то пойдешь за морем Христа искать, а в самом себе потеряешь. Надо справить людей!” И заснул Елисей до утра. Проснулся Елисей рано. Пошел к богатому мужику – рожь выкупить, отдал деньги за покос. Купил косу – и та продана была – принёс домой. Послал мужика косить, а сам пошёл по мужикам: отыскал у кабатчика продажную лошадь с телегой. Сторговался, купил, купил и муки мешок, на телегу положил и пошёл корову покупать. И дёт Елисей и нагоняет двух хохлушек. Идут бабы, промеж себя балакают. И слышит Елисей, что говорят бабы по-своему, а разбирает, что про него говорят.

      – Бачь, оце його значала не пiнали, така думка: простый чоловiк. Зайшов, кажуть, напиться, та й там и зажив. Чого, чого не накупав вин им. Сама бачила, як сегодня у шинкаря коняку с возом купив. Ни мабуть таки е люди на свiтi. Треба пiти подивиться.

      Услыхав это, Елисей понял, что его хвалят, и не пошёл корову покупать. Вернулся к кабатчику, отдал деньги за лошадь. Запряг и поехал с мукой к хате. Подъехал к воротам, остановился и слез с телеги. Увидали хозяева лошадь – подивились. И думается им, что для них он лошадь купил, да не смеют сказать. Вышел хозяин отворить ворота.

      – Откуда, говорит, конь у тебя, дедушка?

      – А купил, говорит. Дешево попалась. Накоси, мол, в ящик травки ей на ночь положить. Да и мешок сними.

      Отпряг хозяин лошадь, снёс мешок в амбар, накосил беремя травы, положил в ящик. Легли спать. Елисей лёг на улице и туда с вечера свою сумку вынес. Заснул весь народ. Поднялся Елисей, увязал сумку, обулся, одел кафтан и пошёл в путь за Ефимом.

      VII

      Отошёл Елисей верст пять. Стало светать. Сел он под дерево, развязал сумку, стал считать. Сосчитал, осталось денег 17р. 20копеек. “Ну, думает, с этим за море не переедешь! А Христовым именем собирать – как бы греха больше не было, кум Ефим и один дойдет, за меня свечку поставит. А на мне, видно, оброк до смерти останется. Спасибо, хозяин милостивый – потерпит”.

      Поднялся Елисей, встряхнул сумкой за плечами и пошёл назад. Только село то обошёл кругом, чтобы его люди не видели. И скоро домой дошёл Елисей. Туда шёл – трудно казалось, через силу другой раз тянулся за Ефимом; а назад пошёл, как ему Бог дал, что идёт и усталости не знает. Идёт играючи, посошком помахивает, по 70 вёрст в день проходит.

      Пришёл Елисей домой. Уж с поля убрали. Обрадовались домашние своему старику, стали расспрашивать: как и что, отчего от товарища отстал, отчего не дошёл, домой вернулся? Не стал рассказывать.

      – Да не привёл, говорит, Бог; растерял деньги и отстал от товарища. Так и не пошёл. Простите ради Христа!

      И отдал старухе остальные деньги. Расспросил Елисей про домашние дела: всё хорошо, все дела переделали, упущений в хозяйстве нет, и живут все в мире и согласие.

      Услыхали тем же днём и Ефимовы, что вернулся Елисей, пришли спрашивать про своего старика. И им тоже сказал Елисей.

      – Ваш, говори, старик здорово пошёл, разошлись мы, за три дня до петрова дня; хотел я было догонять, да тут такие дела пошли: растерял я деньги и не с чем стало идти, так и вернулся.

      Подивился народ: как так человек умный та и так глупо сделал, – пошёл и не дошел, только деньги провёл? Подивились и забыли. И Елисей забыл. Взялся за работу по дому: заготовил с сыном дров на зиму, обмолотил с бабами хлеб, прикрыл сараи, убрал пчёл, отдал 10 колодок пчёл с приплодом соседу. Хотела его старуха утаить, сколько от проданных колодок отроилось, да Елисей сам знал, какая холостая, какая роилась, и соседу вместо десяти семнадцать отдал. Убрался Елисей, услал сына на заработки, а сам засел на зиму лапти плести и колодки долбить.

      VIII

      Весь тот день, как остался Елисей в хате у больных людей, ждал Ефим товарища. Отошёл он недалеко и сел. Ждал, ждал, заснул, проснулся, ещё посидел – нет товарища. Все глаза проглядел. Уже солнце за дерево зашло, – нет Елисея. “Уж, не прошёл ли, думает, мимо меня, или не проехал ли (подвёз кто, не приметил меня, пока я спал). Да нельзя же не видеть ему. В степи далеко видно. Пойду назад, думает, а он вперёд уйдёт. Расстанемся с ним, ещё того хуже. Пойду вперёд, на ночлеге сойдёмся”. Пришёл в деревню, попросил десятского, чтобы если придёт такой старичок, отвести его в туже хату. Не пришёл на ночлег Елисей. Пошёл дальше Ефим, спрашивал всех: не видели ли старичка лысенького? никто не видел. Подивился Ефим и пошёл один. “Сойдемся, думает, где-нибудь в Одессе на корабле”, и перестал думать.

      Сошёлся на дороге со странником. Странник в скуфье, в подряснике и с длинными волосами, был и на Афоне и в другой раз едет в Иерусалим. Сошлись на ночлеге, разговорились и пошли вместе.

      Дошли до Одессы хорошо. Трое суток прождали корабля. Богомольцев много дожидалось. Были с разных сторон. Опять порасспросил Ефим про Елисея – никто не видал.

      Выправил Ефим билет заграничный – 5 рублей стало. Отдал 40 целковых за проезд туда и обратно, закупил хлеба, селёдок на дорогу. Погрузили корабль, перевезли богомольцев, сел и Тарасыч со странником. Подняли якоря, отчалили, поплыли морем. День хорошо плыли; к вечеру поднялся ветер, пошёл дождь, стало качать и корабль заливать. Взметался народ, стали бабы голосить, и из мужчин, которые послабее, стали по кораблю бегать, места искать. Нашёл и на Ефима страх, только виду не показал: как где сел с прихода на полу, рядом с тамбовскими стариками, так и сидел всю ночь и день другой весь; только свои сумки держали и нечего не говорили. Затихло на третий день. На пятый день пристали к Царьграду. Которые странники высаживались на берег, ходили смотреть храм Софии-премудрости, где теперь турки владеют; Тарасыч не высаживался, на корабле просидел. Только булки белой купил. Простояли сутки, опять поплыли морем. Останавливались ещё у Смирны города, у другого Александрии и доплыли благополучно до Яффы города. В Яффе высадка всем богомольцам: 70 вёрст пешеходу до Иерусалима. Тоже при высадке набрался страху народ: корабль высокий и с корабля вниз на лодки народ кидают, а лодку качает, того и гляди не угодить в лодку, а мимо, человек двух замочило, а высадились все благополучно. Высадились, пошли пешие; на третий день к обеду дошли до Иерусалима. Стали за городом, на Русском подворье, билеты прописали, пообедали, пошли со странником по святым. К самому гробу Господню ещё впуска не было. Пошли в патриарший монастырь, Собрали туда всех поклонников, посадили женский пол и мужской пол особо. Велели разуться и сесть кругом. Вышел монах с полотенцем и стал всем ноги умывать; Умоет, и поцелует, и так всех обошёл. Ефиму ноги умыл и поцеловал. Отстояли вечерню, заутреню, помолились, свечи поставили и подали поминанья за родителей. Тут и покормили и вино подносили. На утро пошли в кельню Марии Египетской, где она спасалась. Поставили свечи, молебен отслужили. Оттуда в Авраамов монастырь ходили. Видели Савеков сад – место, где Авраам сына заколоть хотел Богу. Потом ходили на то место, где Христос явился Марии Магдалине, и в церковь, Якова, брата Господня. Все места показывал странник и везде сказывал, сколько, где денег подавать надо. К обеду вернулись на подворье, поели. И только стали укладываться спать, взахался странник, стал свою одежду перебирать – шарить. “Вытащили у меня портмоне с деньгами, 23 рубля, говорит, было: две десятирублёвые и три мелочью”. Потужил, потужил странник, делать нечего – легли спать.

      IX

      Лёг Ефим спать, и напало на него искушение. “Не вытаскивали, думает, у странника денег; у него, думается, их не было, Нигде он не подавал. Мне приказывал подавать, а сам не давал, да и у меня рубль взял”.

      Подумает так Ефим и начнет сам себя укорять: “Что, говорит, мне человека судить, грешу я. Не стану думать”. Только забудется, опять станет поминать, как странник на деньги приметлив и как он не похоже говорит, что у него портмоне вытащили. “И не было, думает, у него денег. Один отвод”.

      Встали перед вечером и пошли к ранней обедне в большой храм Воскресенья – к гробу Господню. Не отстает странник от Ефима, с ним вместе идёт.

      Пришли к храму. Народу – странников-богомольцев, русских, и всяких народов, и греков, и армян, и турок, и сириян – собралось много. Повёл их монах. Провёл их мимо стражи турецкой к тому месту, где снят с креста Спаситель и помазан и где 9 подсвечников больших горят. Всё показывали и рассказывали. Поставил там Ефим свечку. Потом повели монахи Ефима на правую руку вверх по ступенькам на Голгофу, на то место, где крест стоял; там молился Ефим. Потом показали Ефиму скважину, где земля до преисподней проселась; потом показывали то место, где прибивали руки и ноги Христа к кресту гвоздями; потом показали гроб Адама, где кровь Христа лилась на его кости. Потом пришли к камня, где сидел Христос, когда надевали на Него терновый венец; потом – к столбу, к которому привязывали Христа, когда били Его. Потом видел Ефим камень с двумя дырами для ног Христа. Хотели ещё что-то показать, да заторопился народ: заспешили все к самой пещере гроба Господня. Отошла там чужая, началась православная обедня. Пошёл Ефим с народом к пещере.

      Хотел он отбиться от странника – всё в мыслях он грешил на странника – да не отстаёт от него странник, с ним вместе и к обедне к гробу Господню пошёл. Хотели они поближе стать, не поспели. Стеснился народ так, что ни вперёд, ни назад продора нет. Стоит Ефим, смотрит вперёд, молится, а нет-нет и ощупает, тут ли кошель. Двоится у него в мыслях: первое думает – обманывает его странник; второе думает – коли не обманул, а вправду вытащили, так как бы и со мной того же не было.

      X

      Стоит так Ефим, молится и смотрит вперёд, в часовню, где сам гроб и над гробом 36 лампад горят. Стоит Ефим, через головы смотрит, что за чудо! Под сами лампадами, где благодатный огонь горит, впереди всех, видит, стоит старичок в кафтане сермяжном, блестит лысина во всю голову, как у Елисея Боброва. “Погож, думает, на Елисея. Да нельзя ему быть! Нельзя ему прежде меня поспеть. Корабля до нас за неделю отходил. Нельзя ему было упредить. А на нашем корабле не было. Я всех богомольцев видел”.

      Только думал так Ефим, стал молиться старичок и поклонился три раза: раз наперед Богу, а потом миру православному на обе стороны. И как повернул голову старичок на правую сторону, так и признал его Ефим. Самый он, Бобров, и есть – и борода черноватая, курчавая, и проседь в щеках, и брови, и глаза, и нос, и всё обличие его. Самый он, Ели сей Бобров.

      Обрадовался Ефим, что товарища нашёл, и подивился, как так Елисей наперёд его поспел.

      “Ай да Бобров, думает, куда на перёд пролез! Видно, с человеком таким сошёлся, что привёл его. Дай на выходе найду его, своего странника в скуфье брошу и с ним стану ходить, авось и он меня проведёт наперёд”.

      И всё смотрел Ефим, как бы не упустить ему Елисея. Да отошли обедни, зашатался народ, пошли прикладываться, затеснились, отдавили в сторону Ефима. Опять напал на него страх, как бы, думает, кошель не вытащили? Прижал рукой кошель Ефим и стал продираться, только бы на простор выбраться. Выбрался на простор, ходил-ходил, искал-искал Елисея тут и в храме. Тут же в храме по кельям всякого народа много видел: которые тут же и едят, и пьют вино, и спят, и читают. И нет нигде Елисея. Вернулся Ефим на подворье, – не нашёл товарища. В этот вечер странник не приходит. Пропал, и рубль не отдал.

      На другой день пошёл опять Ефим к гробу Господню с тамбовским стариком, на корабле с ним ехал. Хотел пролезть вперёд, да опять отдавили его, и стал он у столба и молится. Поглядел наперёд, – опять под лампадами у самого гроба Господня на переднем месте стоит Елисея, руки развёл, как священник у алтаря, и блестит лысина во всю голову. “Ну, – думает Ефим, – теперь уже не упущу его”. Полез продираться вперёд. Продрался – нет Елисея. Видно ушёл. И на третий день опять у гроба Господня смотрит – в самом святом месте стоит Елисей на самом на виду, руки развёл и глядит кверху, точно видит что то над собой. И светится его лысина во всю голову. “Ну, – думает Ефим,- теперь уже не упущу его, пойду к выходу стану. Там уже не разминемся”. Вышел Ефим, стоял-стоял, полдень простоял: весь народ прошёл, нет Елисея.

      Пробыл шесть недель Ефим в Иерусалиме и побывал везде: и в Вифлееме, и в Вифании, и на Иордане, и на новую рубаху печать у гроба Господня наложил, чтобы похорониться в ней, и воды из Иордана в склянку взял, и земли и свечей с благодатным огнём взял и в восьми местах поминания записал, извёл все деньги, только бы домой дойти. И пошёл Ефим назад к дому. Дошёл до Яффы, сел на корабль, приплыл в Одессу и пошёл пешеходом домой.

      XI

      Идёт Ефим один тем же путём. Стал к дому приближаться, опять напала на него забота, как без него дома живут. “В год, думает, воды много утекло. Дом целый век собираешь, а разорить дом не долго. Как сын без него дела повёл, как весна вскрылась, как скотина перезимовала, так ли избу выделали”. Дошёл Ефим до того места, где они запрошлый год расстались с Елисеем. Народу и узнать нельзя. Где запрошлый год народ бедствовал, нынче все достаточно живут. Родилось всё хорошо в поле. Поправился народ и прежнее горе забыли. Подходит вечерком Ефим к тому самому селу, где запрошлый год Елисей отстал. Только вошёл в село, выскочила из-за хатки девочка в белой рубахе.

      – Дiд! Дiдко! До нас заходи.

      Хотел Ефим пройти, да не пускает девочка, ухватила за полу, тащет к хате и сама смеётся.

      Вышла на крыльцо и женщина с мальчиком, тоже манит:

      – Заходи, мол, дедушка, поужинаешь, переночуешь.

      Зашёл Ефим. “Кстати, думает, про Елисея спрошу: никак в эту самую хату напиться заходил”.

      Вошёл Ефим, сняла с него женщина сумку, умыться подала, посадила за стол. Молока достала, вареников, каши поставила на стол. Поблагодарил Тарасыч, похвалил людей за то, они странников привечают. Покачала женщина головой.

      – Нам, говорит нельзя странников не привечать. Мы от странника жизнь узнали. Жили мы, Бога забыли, и наказал всех Бог так, что все только смерти ждали. Дошли летось до того, что все лежали – и есть нечего и больны. И помереть бы нам, да послал нам Бог такого же, вот, как и ты, старичка. Зашёл он среди дня напиться, да увидел нас, пожалел, да и остался с нами. И поил, и кормил, и на ноги поставил, и землю выкупил, и лошадь с телегой купил, и нас кинул.

      Вошла в хату старуха, перебила речь женщины.

      – И сами мы не знаем, говорит, человек ли был или ангел Божий. Всех-то любил, всех-то жалел, и ушёл – не сказался, и молить за кого Бога – не знаем. Как теперь вижу: лужу я, смерти жду, смотрю – вошёл старичок, немудренький, лысенький, воды напиться. Ещё я думала, грешная: что шляются? А он вот что сделал! Как увидал нас, сейчас сумочку долой, Вот на этом месте поставил, развязал.

      Вступилась девочка.

      – Нет, говорит, бабушка, он прежде сюда посередь хаты поставил сумку, а потом на лавку убрал.

      И стали они спорить и все дела его вспоминать: и где он сидел, и что делал, и что кому сказал.

      На ночь приехал и мужик-хозяин на лошади, тоже стал про Елисея рассказывать, как он у них жил.

      – Не прийди он к нам, говорит, мы бы все в грехах померли. Помирали мы в отчаяние, на Бога и на людей роптали. А он нас и на ноги поставил, и через него мы Бога познали, и в добрых людей уверовали. Спаси его Христос! Прежде как скоты жили, а он нас людьми сделал.

      Накормили, напоили люди Ефима, положили спать и сами легли.

      Лежит Ефим и не спит, и не выходит у него из головы Елисей, как он видел его в Иерусалиме три раза в переднем месте.

      “Так вот где, думает, опередил меня! Мои труды приняты, нет ли, а его то принял Господь”.

      На утро распрощались люди с Ефимом, наклали ему пирожков на дорогу и пошли на работу, а Ефим в путь-дорогу.

      XII

      Ровно год проходил Ефим. На весну вернулся домой.

      Пришёл он домой к вечеру. Сына дома не было, в кабаке был. Пришёл сын выпившим, стал его Ефим расспрашивать. По всему видал, что замотался без него малый. Деньги все провёл дурно, дела упустил. Стал его отец щунять. Стал сын грубиянить.

      – Ты бы, говорит, сам поворочал, а то ты ушел, да и деньги ещё унёс с собой, а с меня спрашиваешь.

      Рассерчал старик, побил сына.

      На утро вышел Ефим Тарасыч к старосте о сыне поговорить, идёт мимо Елисеева двора. Стоит старуха Елисеева на крылечке, здоровается:

      – Здорово, кум, говорит; здорово ли, касатик сходил?

      Остановился Ефим Тарасыч.

      – Слава Богу, говорит, сходил; твоего старика потерял, да слышу он домой повернулся.

      И заговорила старуха – охотница была покалякать.

      Вернулся, говорит, кормилец, давно вернулся. Вскоре после Успенья, никак. Уж и рады же мы были, что его Бог принёс! Скучно нам без него. Работа от него какая, – года его ушли. А всё голова, и нам веселее. Уж и парень как радовался! Без него, говорит, как без света в глазу. Скучно нам без него, желанный, любим мы его, уж как жалеем.

      – Что ж, дома, что ль, он теперь?

      – Дома, родной, на пчельник рои огребает. Хороша, баит, роевщина. Такую Бог дал силу пчеле, что и старик и не запомнит. Не по грехам, байт, бог даёт. Заходи, желанный, как рад-то будет.

      Пошёл Ефим через сени, через двор и на пчельник к Елисею. Вошёл на пчельник, смотрит – стоит Елисей без сетки, без рукавиц, в кафтане сером под берёзкою, руки развёл и глядит вверх, и лысина блестит во всю голову, как он в Иерусалиме у гроба Господня стоял, а над ним, как в Иерусалиме, сквозь берёзку, как жар горит, играет солнце, а вокруг головы золотые пчёлки в венец свились, вьются, но не жалят его. Остановился Ефим.

      Окликнула старуха Елисея.

      – Кум, говорит, пришёл!

      Оглянулся Елисей, обрадовался, пошёл куму на встречу, полегонечку пчёл из бороды выбирает.

      – Здорово, кум, здорово, милый человек… Хорошо сходил?

      – Ноги сходил, и водицы тебе с Иордана реки принёс. Заходи, возьми, да принял Господь труды…

      – Ну и, слава Богу, спаси Христос.

      Помолчал Ефим.

      – Ногами был, да душой-то был ли, али другой кто…

      – Божие дело, кум, Божие дело.

      – Заходил также я на обратном пути в ту хату, где ты остался…

      Испугался Елисей, заторопился.

      – Божие дело, кум, Божие дело. Что ж, заходи, что ль, в избу – медку принесу.

      И замял Елисей речь, заговорил про домашнее.

      Вздохнул Ефим и не стал поминать Елисею про людей в хате и про то, что он видел в Иерусалиме. И понял он, что на миру по смерти велел Бог отбывать каждому свой оброк – любовью и добрыми делами.

      1885 г.

      Читает Зоя Феодосьевна Родзевилова.

      Источник: https://isci.us/projects/scp/leo-tolstoy/

      Categories Uncategorized

      Севастиан-мученик (Константин Романов)
      4.8 (4)

      Севастиан-мученик (Константин Романов) в Христианской фонотеке

      Севастиан-мученик (Константин Романов) Поэма

      Посвящение: Королеве Эллинов Ольге Константиновне

      ‎Тебе, тебе, мой ангел нежный,
      Я посвящаю этот труд;
      О, пусть любовно и прилежно
      Твои глаза его прочтут.

      ‎Ты мне внушила эти строки,
      Они тобой вдохновлены:
      Пускай же будут в край далекий
      Они к тебе унесены.

      ‎И если грудь заноет больно
      Тоской по нашей стороне,
      Пускай тогда они невольно
      Тебе напомнят обо мне.

      ‎И пусть хоть тем тебе поможет
      Тот, кто всегда и всюду твой,
      Кто позабыть тебя не может,
      И чья душа полна тобой.

      Строфы

      I
      ‎В Риме праздник. Рыщут колесницы,
      Топот, стук колес по мостовой,
      Ржанье, свист бича и крик возницы
      В гул слилися. К форуму толпой
      Повалил народ. Снуют носилки,
      Пыль клубится облаком густым;
      Фыркает, храпит и рвется пылкий
      ‎Конь под всадником лихим.

      II
      В честь богини зеленью, цветами
      Убран был Венеры пышный храм;
      От курильниц синими клубами
      Возносился легкий фимиам.
      В наготе божественного тела,
      Фидия рукою создана,
      В благовонном сумраке белела
      ‎Олимпийская жена.

      III
      Совершая жертвоприношенье,
      Цезарь сам стоял пред алтарем,
      И жрецы в немом благоговенье
      С утварью теснилися кругом.
      Все во прах повергнулись толпою,
      Преклонился сам Максимиан,
      Не поник отважной головою
      ‎Лишь один Севастиан.

      IV
      Засверкали цезаревы очи
      И зловещим вспыхнули огнем,
      Вне себя он стал мрачнее ночи
      Искаженным яростью лицом:
      “Ты ль не хочешь чтить моей святыни,
      “Возмущая наше торжество!
      “Ты ль, трибун мой, дерзкою гордыней
      ‎”Оскорбляешь божество!”

      V
      И бесстрашно, твердо и спокойно
      Отвечал ему Севастиан:
      “Человеку, цезарь, недостойно
      “Почитать бездушный истукан.
      “Правды нет в твоей безумной вере,
      “Ваши боги – лживая мечта,
      “Не могу я кланяться Венере,
      ‎”Исповедуя Христа!

      VI
      “Он – мой Бог! Его святою кровью
      “Грешный мир искуплен и спасен;
      “Лишь Ему с надеждой и любовью
      “Я молюсь коленопреклонен.
      “Небеса Он создал, создал землю,
      “Создал все, что дышит и живет.
      “Лишь Его велениям я внемлю,
      ‎”Он мне помощь и оплот!”

      VII
      Неподвижно, в трепетном молчанье,
      Царедворцы робкою толпой
      Роковое слушали признанье,
      Изумляясь дерзости такой.
      Обезумел цезарь, злобы полный,
      Ярый гнев уста его сковал,
      И смятенным ликторам безмолвно
      ‎Он трибуна указал.

      VIII
      Вмиг вокруг него живой стеною
      Их сомкнулись тесные ряды;
      Повлекли они его с собою
      В гору, в Палатинские сады.
      Нумидийской цезаревой страже
      Сдали там с рук на руки его…
      И покорно стал от злобы вражьей
      ‎Он конца ждать своего.

      IX
      Гаснет алый запад, догорая
      В небесах багряною зарей;
      Быстро тень надвинулась густая,
      И звезда зажглася за звездой,
      Уж померкло небо голубое,
      Тихо все… Уснул великий Рим;
      И в немом, задумчивом покое
      ‎Ночь спустилася над ним.

      X
      Уж во власти тихого Морфея,
      Под его чарующим крылом
      Все, в дремоте сладкой цепенея,
      Позабылось безмятежным сном.
      Лишь к стволу привязан кипариса,
      Молодой трибун-христианин,
      Там, в саду цветущем Адониса,
      ‎В эту ночь не спит один.

      XI
      А кругом на храмы, на чертоги
      Налегла таинственная тьма;
      Сторожат изваянные боги
      Рощи Палатинского холма;
      Сладко в них цветы благоухают,
      Водометы плещут и журчат
      И росою свежей орошают
      ‎Мрамор царственных палат.

      XII
      Полночь дышит влажною прохладой.
      У стены на каменном полу
      Стража крепко спит под колоннадой.
      Догорев, костер дымит в углу;
      Пламя, вспыхнув, озарит порою
      То карниз, то вазу, то плиту,
      И кружася, искры над золою
      ‎С треском гаснут на лету.

      XIII
      И задумчив узник одинокий,
      Кротких глаз не сводит он с костра:
      Скоро мрак рассеется глубокий,
      Минет ночь, – не долго до утра.
      Заблестит восток воспламененный,
      Брызнут солнца первые лучи
      И разбудят этот город сонный,
      ‎И проснутся палачи.

      XIV
      На него они наложат руки,
      Истерзают молодую грудь,
      И настанет час предсмертной муки,
      И окончен будет жизни путь.
      Словно искра, в мраке исчезая,
      Там, над этим тлеющим костром,
      Жизнь его, как утро, молодая
      ‎В миг один угаснет в нем.

      XV
      Но ни жизни, полной юной силы,
      Ни даров земных ему не жаль,
      Не страшит его порог могилы;
      Отчего ж гнетет его печаль?
      Отчего заныла грудь тоскою?
      Отчего смутилось сердце в нем?
      Иль ослаб он бодрою душою
      ‎Пред мучительным концом?

      XVI
      Не его ли пламенным желаньем
      Было встретить доблестный конец,
      Радость вечную купить страданьем
      И стяжать мучения венец?
      Не мечтал ли дни он молодые
      Положить к подножию Креста
      И, как те избранники святые,
      ‎Пасть за Господа Христа?

      XVII
      Но они не ведали печали:
      Не в тиши безмолвной и глухой,
      Посреди арены умирали
      Пред ликующей они толпой.
      Нет, в душе их не было кручины,
      Погибать отрадней было им:
      В Колизее славной их кончины
      ‎Был свидетель целый Рим.

      XVIII
      Может быть, звучали в утешенье
      Им слова-напутствия друзей,
      Их молитвы, их благословенья;
      Может быть, меж сотнями очей
      Взор они знакомый различали
      Иль привет шептавшие уста;
      Мужества, дивясь, им придавали
      ‎Сами недруги Христа.

      XIX
      А ему досталась доля злая
      Позабытым здесь, в глуши немой,
      Одиноко, в муках замирая,
      Изнывать предсмертною тоской.
      Никого в последнее мгновенье
      Не увидит он, кто сердцу мил,
      Кто б его из мира слез и тленья
      ‎Взором в вечность проводил.

      XX
      А меж тем над спящею столицей,
      Совершая путь обычный свой,
      Безмятежно месяц бледнолицый
      Уж плывет по выси голубой.
      Просияла полночь; мрак редеет,
      Всюду розлит серебристый свет,
      И земля волшебным блеском рдеет
      ‎Небу чистому в ответ.

      XXI
      Там белеет храм Капитолийский,
      Древний форум стелется под ним;
      Здесь колонны, арки, обелиски
      Облиты сияньем голубым;
      Колизей возносится безмолвный,
      А вдали, извилистой каймой
      Тибра мутные струятся волны
      ‎За Тарпейскою скалой.

      XXII
      И любуясь дивною картиной,
      Позабылся узник молодой;
      Уж теперь не горем, не кручиной,
      Сердце полно сладкой тишиной.
      Приутихло жгучее страданье,
      И в душе сомненье улеглось:
      Этой ночи кроткое сиянье
      ‎Словно в грудь ему влилось.

      XXIII
      Примиренный с темною судьбою,
      Вспоминает он былые дни:
      Беззаботной, ясной чередою
      Пронеслись на севере они.
      Видит он зеленые равнины,
      Где блестят сквозь утренний туман
      Альп далеких снежные вершины,
      ‎Видит свой Медиолан.

      XXIV
      Видит дом родной с тенистым садом,
      Рощи, гладь прозрачную озер
      И себя, ребенком малым, рядом
      С матерью; ее он видит взор,
      На него так нежно устремленный…
      Как у ней был счастлив он тогда,
      Этим милым взором осененный,
      ‎В те беспечные года!

      XXV
      От нее услышал он впервые
      Про Того, Кто в мир тоски и слез
      Нам любви учения святые
      И грехов прощение принес;
      Кто под знойным небом Галилеи
      Претерпел и скорбь, и нищету,
      И Кого Пилат и фарисеи
      ‎Пригвоздили ко кресту.

      XXVI
      Но года промчалися стрелою…
      – Детства дней счастливых не вернуть!
      Он расстался с домом и семьею,
      Перед ним иной открылся путь:
      Он, покорный долгу, в легионы
      Под знамена бранные вступил
      И свой меч, отвагой закаленный,
      ‎Вражьей кровью обагрил.

      XXVII
      Бой кипел на западе далеком:
      Там с врагами Рима воевал
      Юный вождь. Ревнивым цезарь оком
      На победный лавр его взирал.
      Против франков, в войске Константина,
      Острых стрел и копий не страшась,
      Севастьян и с ним его дружина
      ‎Храбро билися не раз.

      XXVIII
      Но и в грозный час кровавой битвы,
      Поминая матери завет,
      Благодатной силою молитвы
      Соблюдал он в сердце мир и свет.
      Бедный дух его не устрашали
      Зной и стужа, раны и нужда;
      Он сносил без жалоб, без печали
      ‎Тягость ратного труда.

      XXIX
      И властям всегда во всем послушный,
      Он жалел подвластных и щадил;
      С ними он, доступный, благодушный,
      И печаль, и радости делил.
      Кто был горем лютым иль несчастьем,
      Или злой невзгодой удручен,
      Шел к нему, и всякого с участьем
      ‎Принимал центурион.

      XXX
      И за то с любовью беспримерной
      Подчинялись воины ему,
      Зная, что своей дружины верной
      Он не даст в обиду никому,
      И везде, из всех центурий стана,
      И в бою, и в пору мирных дней
      Отличалась сотня Севастьяна
      ‎Ратной доблестью своей.

      XXXI
      И привязан был он к этой сотне
      Всеми силами души своей;
      В ней последним ратником охотней
      Был бы он, чем первым из вождей
      Всех когорт и легионов Рима.
      Не желал он участи иной,
      Не была душа его палима
      ‎Властолюбия мечтой.

      XXXII
      В бранном стане, в Галлии далекой
      Скромный дорог был ему удел,
      И его на блеск и сан высокий
      Променять бы он не захотел.
      Почесть с властью или роскошь с силой,
      Или все сокровища земли
      Никогда ему той сотни милой
      ‎Заменить бы не могли.

      XXXIII
      Что людьми зовется верхом счастья,
      То считал тяжелым игом он.
      Но, увы, непрошеною властью
      Слишком рано был он облечен!
      О, какою горькою кручиной
      Сердце в нем исполнилось, когда
      С этой храброй, доблестной дружиной
      ‎Он расстался навсегда.

      XXXIV
      Никогда доселе сердцем юным
      Ни тщеславен не был он, ни горд;
      У преторианцев став трибуном,
      Во главе блестящих их когорт,
      Он остался воином смиренным,
      Ни наград не ждавшим, ни похвал,
      И горя усердьем неизменным,
      ‎Честно долг свой исполнял.

      XXXV
      Но душе его прямой и нежной
      Чужд был этот гордый, пышный Рим,
      Этот Рим порочный и мятежный,
      С ханжеством, с безверием своим
      Утопавший в неге сладострастной,
      Пресыщенный праздной суетой,
      Этот душный Рим с подобострастной
      ‎Развращенною толпой.

      XXXVI
      Здесь, в тревожной суетной столице,
      Окружен неправдою и злом,
      Как в глухой, удушливой темнице,
      Изнывал он сердцем и умом.
      Поли отваги, мужества и рвенья,
      До конца готовый претерпеть,
      Жаждал он скорей принять мученья
      ‎И за веру умереть.

      XXXVII
      И пришла пора освобожденья:
      Только ночь прожить еще одну,
      И настанет час успокоенья.
      С упованьем глядя в вышину,
      Он привет читает в блеске ночи:
      Звезд лучи, пронизывая тьму,
      С голубых небес, как Божьи очи,
      ‎Светят радостно ему.

      XXXVIII
      Небо залито лазурью нежной,
      Закатился месяц в облака;
      Медленно, неслышно, безмятежно
      Уплывает ночь. Вот ветерка
      Предрассветная прохлада веет,
      Край небес, светлея и горя,
      Заалел с востока… Тьма редеет,
      ‎И зарделася заря.

      XXXIX
      Узник видит утра пробужденье,
      Светом солнца обдало его,
      И за день последнего мученья
      Он прославил Бога своего.
      Пробудились стражи. Обступили
      Севастьяна шумною толпой,
      Молодое тело обнажили;
      ‎Высоко над головой

      XL
      Подняли беспомощные руки,
      Притянули к дереву плотней…
      Лютые принять готовый муки,
      В ожиданьи участи своей,
      Он стоял живой пред ними целью
      В алом блеске утренних лучей,
      Не внимая дикому веселью
      ‎Нумидийских палачей.

      XLI
      В этот час предсмертного томленья
      Все земное мученик забыл;
      Поли восторга, в сладком упоеньи,
      В небесах мечтою он парил.
      Перед ним отверзлись двери рая;
      Озарен сияньем неземным,
      Звал его, венец ему сплетая,
      ‎Лучезарный серафим.

      XLII
      И не видел узник Нумидийца
      С длинным луком, с стрелами его;
      В забытье не видел, как убийца
      Долго, долго целился в него,
      Тетива как дрогнула тугая,
      Не видал, как спущена была
      И примчалась, воздух рассекая,
      ‎Смертоносная стрела.

      XLIII
      Лишь когда отточенное жало
      Глубоко в нагую грудь впилось,
      В ней от боли сердце задрожало,
      И очнулся он от светлых грез.
      Шумный говор, крики, взрывы смеха
      Услыхал он, мукою томим:
      Зверская, кровавая потеха
      ‎По душе пришлася им.

      XLIV
      Чередуясь, каждый в нетерпенье
      В грудь стрелу спешил ему послать,
      Чтобы силу, ловкость и уменье
      Над бессильной жертвой показать.
      И стрела вонзалась за стрелою…
      Он терпел с молитвой на устах;
      Кровь из жгучих ран лилась струею,
      ‎И мутилося в глазах.

      XLV
      Уж сознанье гасло и бледнело,
      И молитв мешалися слова;
      На руках без чувств повисло тело,
      И на грудь склонилась голова;
      Подкосились слабые колени…
      В область тьмы, забвения и сна
      Погрузился дух… Земных мучений
      ‎Чашу он испил до дна.

      XLVI
      А честное мученика тело,
      Брошено руками палачей,
      Скоро б незарытое истлело
      Под огнем полуденных лучей,
      Где-нибудь во рву иль яме смрадной,
      Где бы хищный зверь, в ночную тьму,
      Оглодал его, где б коршун жадный
      ‎Очи выклевал ему.

      XLVII
      Уж его от дерева поспешно
      Отвязать мучители хотят…
      Той порою, плача неутешно,
      Две жены прокрались тайно в сад.
      Но мольбы напрасны; тщетно слезы
      Изобильно льются из очей:
      Им в ответ звучат одни угрозы
      ‎С бранью злобной палачей.

      XLVIII
      Жены им дрожащими руками
      Сыплют деньги… Шумный спор возник,
      Зазвенело злато… Меж стрелками
      Завязалась драка; слышен крик…
      А они страдальца тихо взяли,
      Дорогой обвили пеленой
      И, глубокой полные печали,
      ‎Унесли его с собой…

      —-

      I
      ‎Рим ликует. Зрителей без счета
      Уж с утра стеклося в Колизей:
      Христианам вновь грозит охота,
      Под ареной слышен вой зверей.
      И до зрелищ жадный, в нетерпеньи,
      Ожидает цезаря народ…
      Вдруг раздались клики в отдаленьи:
      ‎”Тише, тише! Он идет!”

      II
      Распахнулась дверь. Цветов кошницы
      Высоко держа над головой,
      Дев прекрасных сходят вереницы
      Меж колонн по лестнице крутой.
      Из дворца идут они, как тени,
      Устлан путь узорчатым ковром;
      Их цветы на гладкие ступени
      ‎Пестрым сыплются дождем.

      III
      Движется дружина за дружиной:
      Здесь и Дак косматый, и Сармат,
      Здесь и Скиф под шкурою звериной.
      Блещут медь, железо и булат,
      Рог и трубы воздух оглашают,
      И проходят пращники, стрелки;
      Серебром и золотом сияют
      ‎Стражи цезарской полки.

      IV
      Свищут флейты, и гремят цевницы,
      Скачет шут, и вертится плясун.
      Вот певцов проходят вереницы
      И под звуки сладкогласных струн
      Воспевают в песне величавой
      Вечный Рим с владыками его,
      Их полки, увенчанные славой,
      ‎И знамен их торжество.

      V
      Звонких лир бряцанье заглушает
      Грохот бубнов и кимвалов звон.
      Горделиво цезарь выступает,
      Облеченный в пурпур и виссон.
      Скиптр его из драгоценной кости
      И орлом украшен золотым;
      Дорогой венец на длинной трости
      ‎Черный раб несет над ним.

      VI
      Вдруг кимвалы стихли, смолкли бубны,
      И застыл кифар и гуслей звук,
      В отдаленьи замер голос трубный,
      Все кругом недвижно стало вдруг.
      Цепенея в ужасе безмерном,
      Цезарь глаз не сводит со стены,
      И к стене той в страхе суеверном
      ‎Взоры всех устремлены.

      VII
      Там в окне, над мраморною аркой,
      Между двух порфировых колонн,
      Полосою света залит яркой,
      Полунаг, изранен, изможден,
      Словно призрак иль жилец загробный,
      Отстрадавший юноша предстал.
      Красотой небесной, бесподобной
      ‎Ясный взор его сиял.

      VIII
      Волоса на плечи упадали
      Золотистой, шелковой волной,
      Кроткий лик, исполненный печали,
      Выражал величье и покой;
      Бледны были впалые ланиты,
      И прошла морщина вдоль чела:
      Злая мука пытки пережитой
      ‎Как печать на нем легла.

      IX
      Посреди молчанья гробового
      Он, вздохнув, отверз уста свои;
      Полилось восторженное слово,
      Как потока вешние струи:
      “Цезарь! О, возьми меня с собою!
      “В Колизее ждет тебя народ…
      “Христиан замученных тобою
      ‎”Кровь на небо вопиет.

      X
      “Уж песок арены зверь взрывает…
      “Медлишь ты, бледнеешь и дрожишь!
      “Иль тебя то зрелище пугает?
      “Что ж смущен ты, цезарь, и молчишь?
      “Содрогнешься ль ты перед страданьем?
      “Иль твой слух еще не приучен
      “К детским крикам, к воплям и стенаньям
      ‎”Старцев, юношей и жен?

      XI
      “Мало ль их, смерть лютую приявших!
      “Мало ль их, истерзанных тобой!
      “Одного из тех перестрадавших
      “Ныне видишь ты перед собой.
      “Эта грудь – одна сплошная рана,
      “Вот моя кровавая броня!
      “Узнаешь ли ты Севастиана?
      “Узнаешь ли ты меня?

      XII
      “Но сильней любовь и милосердье
      “Жала стрел убийственных твоих:
      “Я уход, заботу и усердье
      “Близ твоих чертогов золотых,
      “Под одною кровлею с тобою
      “Находил у праведных людей;
      “Я их доброй, ласковой семьею
      ‎”От руки спасен твоей.

      XIII
      “О, как тяжко было пробужденье
      “После казни той, когда я ждал,
      “Что очнуся в небе чрез мгновенье,
      “Осушив страдания фиал.
      “Но не мог расстаться я с землею,
      “Исцелела немощная плоть,
      “И ожившим, цезарь, пред тобою,
      ‎”Мне предстать судил Господь.

      XIV
      “Страха чужд, тебе отдавшись в руки,
      “Я пришел принять двойной венец.
      “Претерпеть опять готов я муки
      “И отважно встретить свой конец.
      “Цезарь, там, я слышу… гибнут братья.
      “С ними смертью пасть хочу одной!
      “К ним иду я кинуться в объятья,
      ‎”Цезарь! Я иду с тобой!”

      XV
      Недвижимо, притаив дыханье,
      Как волшебным скованные сном,
      Тем словам, в томительном молчанье,
      Все внимали трепетно кругом.
      Он умолк, и как от грез очнулся
      Цезарь, а за ним и весь народ;
      Гордый дух в нем снова встрепенулся
      ‎И над страхом верх берет.

      XVI
      “Надо мной ты смеешь издеваться,
      “Или мнишь, что кары ты избег!
      “Червь со львом дерзает ли тягаться,
      “Или с Зевсом смертный человек?
      “Испытай же гордой головою,
      “Что мой гнев громов небес грозней,
      “И что казнь, придуманная мною,
      ‎”Когтя львиного страшней!

      XVII
      “Пусть потрачены те стрелы даром.
      “Но палач мой справится с тобой:
      “Под тяжелым палицы ударом
      “Размозжится жалкий череп твой.
      “И погибнешь – миру в назиданье
      “Ты за то, что вел безумный спор
      “С тем, кто власть свою могучей дланью
      ‎”Над вселенною простер!”

      XVIII
      Он шагнул вперед; и всколыхалась
      Словно море пестрая толпа.
      В колоннадах снова песнь раздалась,
      Свищут флейты, и гудит труба,
      Плясуны вновь пляшут по ступеням,
      Вновь грохочут бубны и кимвал,
      И вдоль лестниц с кликами и пеньем
      ‎Лязг оружья зазвучал.

      XIX
      Но в последний раз борца Христова
      С вышины послышались слова,
      И мгновенно все умолкло снова,
      Как объято силой волшебства.
      Над немой, смятенною толпою
      Словно с неба слово то гремит
      И ее, как Божьею грозою
      ‎Разражаяся, громит:

      XX
      “Ты ужели страхом новой казни
      “Возмечтал слугу Христа смутить?
      “Воин твой, о, цезарь, чужд боязни,
      “Казнь одну успел я пережить,
      “Верь! Приму вторую также смело,
      “Умирая с радостью святой:
      “Погубить ты властен это тело,
      ‎”Но не дух бессмертный мой.

      XXI
      “О, Господь, простивший Иудеям,
      “На кресте их злобою распят,
      “Отпусти, прости моим злодеям:
      “И они не знают, что творят.
      “Пусть Христовой веры семенами
      “В глубине поляжем мы земли,
      “Чтоб побеги веры той с годами
      ‎”Мощным деревом взошли.

      XXII
      “Верю я! Уж время недалеко:
      “Зла и лжи с земли сбегает тень,
      “Небеса зарделися с востока,
      “Близок, близок правды яркий день!
      “Уж вдали стекаются дружины,
      “Юный вождь свою сбирает рать,
      “И ничем его полет орлиный
      ‎”Вы не можете сдержать.

      XXIII
      “Константин – тот вождь непобедимый!
      “Он восстанет Божиим послом,
      “Он восстанет, Промыслом хранимый,
      “Укрепленный Господом Христом.
      “Вижу я: в руке его державной
      “Стяг, крестом увенчанный, горит,
      “И богов он ваших в битве славной
      ‎”Этим стягом победит.

      XXIV
      “Тьму неправды властно расторгая,
      “Словно солнце пламенной зарей,
      “Засияют истина святая
      “И любовь над грешною землей.
      “И тогда, в день радости и мира,
      “Осенятся знаменьем креста
      “И воспрянут все народы мира,
      ‎”Славя Господа Христа!”

      1887 г.

      Читает Зоя Родзевилова.

      Categories Uncategorized

      Молитва (Константин Романов)
      5 (1)

      Молитва (Константин Романов) в Христианской фонотеке

      Молитва (Константин Романов)

      Научи меня, Боже, любить
      Всем умом Тебя, всем помышленьем,
      Чтоб и душу Тебе посвятить
      И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

      ‎Научи Ты меня соблюдать
      Лишь Твою милосердную волю,
      Научи никогда не роптать
      На свою многотрудную долю.

      ‎Всех, которых пришел искупить
      Ты Своею Пречистою Кровью,
      Бескорыстной, глубокой любовью
      Научи меня, Боже, любить!

      1886 г.

      Читает Зоя Родзевилова.

      Categories Uncategorized

      Когда креста нести нет мочи… (Константин Романов)
      5 (1)

      Когда креста нести нет мочи... (Константин Романов) в Христианской фонотеке

      Когда креста нести нет мочи… (Константин Романов)

      Когда креста нести нет мочи,
      Когда тоски не побороть,
      Мы к небесам возводим очи,
      Творя молитву дни и ночи,
      Чтобы помиловал Господь.

      ‎Но если вслед за огорченьем
      Нам улыбнется счастье вновь,
      Благодарим ли с умиленьем,
      От всей души, всем помышленьем
      Мы Божью милость и любовь?

      1899 г.

      Читает Зоя Родзевилова.

      Categories Uncategorized

      Блаженны мы, когда идем… (Константин Романов)
      4.5 (2)

      Блаженны мы, когда идем... (Константин Романов) в Христианской фонотеке

      Блаженны мы, когда идем… (Константин Романов)

      Блаженны мы, когда идем
      Отважно, твердою стопою
      С неунывающей душою
      Тернистым жизненным путем;

      Когда лукавые сомненья
      Не подрывают веры в нас,
      Когда соблазна горький час
      И неизбежные паденья

      Нам не преграда на пути,
      И мы, восстав, прах отряхая,
      К вратам неведомого края
      Готовы бодро вновь идти;

      Когда не только дел и слова,
      Но даже мыслей чистоту
      Мы возведем на высоту,
      Все отрешаясь от земного;

      Когда к Создателю, как дым
      Кадильный, возносясь душою,
      Неутомимою борьбою
      Себя самих мы победим.

      1907 г.

      Читает Зоя Родзевилова.

      Categories Uncategorized

      О, если б совесть уберечь… (Константин Романов)
      5 (1)

      О, если б совесть уберечь... (Константин Романов) в Христианской фонотеке

      О, если б совесть уберечь… (Константин Романов)

      О, если б совесть уберечь,
      Как небо утреннее, ясной,
      Чтоб непорочностью бесстрастной
      Дышали дело, мысль и речь!

      Но силы мрачные не дремлют,
      И тучи — дети гроз и бурь —
      Небес приветную лазурь
      Тьмой непроглядною объемлют.

      Как пламень солнечных лучей
      На небе тучи заслоняют —
      В нас образ Божий затемняют
      Зло дел, ложь мыслей и речей.

      Но смолкнут грозы, стихнут бури,
      И — всепрощения привет —
      Опять заблещет солнца свет
      Среди безоблачной лазури.

      Мы свято совесть соблюдем,
      Как небо утреннее, чистой
      И радостно тропой тернистой
      К последней пристани придем.

      Читает Зоя Родзевилова.

      Categories Uncategorized