Два старика (Лев Толстой)
    5 (1)

    Два старика (Лев Толстой) в Христианской фонотеке

    Два старика (Лев Толстой)

    Книга «Два старика» Льва Николаевича Толстого не оставит слушателя равнодушным. С первых строк понимаешь, что ответ на загадку — зачем отправились два старика в Иерусалим, — кроется в деталях путешествия, и лишь на последних главах завеса поднимается и все становится на свои места. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному прослушиванию.

    Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. (Иоанна 4:19-23)

    I

    Собрались два старика Богу молиться в старый Иерусалим. Один был богатый мужик, звали его Ефим Тарасыч Шевелев. Другой был небогатый человек Елисей Бодров.

    Ефим был мужик степенный, водки не пил, табаку не курил и не нюхал, черным словом весь век не ругался, и человек был строгий и твердый. Два срока проходил Ефим Тарасыч в старостах и высадился без начета. Семья у него была большая: два сына и внук женатый, и все жили вместе. Из себя он был мужик здоровый, бородатый и прямой, и на седьмом десятке только стала седина в бороде пробивать. Елисей был старичок ни богатый, ни бедный, хаживал прежде по плотничьей работе, а под старость стал дома жить и водил пчел. Один сын в добычу ходил, другой – дома. Человек был Елисей добродушный и весёлый. Пивал и водку, и табак нюхал, и любил песни петь, но человек был смирный, с домашними и с соседями жил дружно. Из себя Елисей был мужичок невысокий, черноватенький. с курчавою бородкой и, по своему святому – Елисею пророку, с лысиной во всю голову.

    Давно пообещались старики и сговорились вместе идти, да всё Тарасычу недосуг было: не перемежались у него дела. Только одно кончается, другое затевается: то внука женить, то из солдатства сына меньшого поджидает, а то избу затеял новую класть.

    Сошлись раз старики праздником, сели на бревнах.

    – Что ж, – говорит Елисей, когда оброк отбывать пойдем?

    Поморщился Ефим.

    – Да погодить, – говорит, – надо, год нынче мне трудный вышел. Затеял я эту избу класть, думал, что-нибудь на сотню накину, а она уж в третью лезет. И то всё не довёл. Видно, уж до лета. На лето, коли Бог даст, беспременно пойдем.

    – На мой разум, – говорит Елисей, – откладывать нечего, идти надо нынче. Самое время – весна.

    – Время-то время, да дело расчато, как его бросить?

    – Разве у тебя некому? Сын дела поделает.

    – Как поделает-то! Большак-то у меня не надёжен – зашибает.

    – Помрем, кум, будут жить и без нас. Надо и сыну поучиться.

    – Так-то так, да все хочется при своем глазе дело совершить.

    – Эх, мил человек! Дел всех никогда не перевершишь. Вот намеднись у меня бабы к празднику моют, убираются. И то надо и другое, всех дел не захватят. Старшая сноха, баба умная, и говорит: “Спасибо, говорит, праздник приходит, нас не дожидается, а то, говорит, сколько б ни делали, всего бы не переделали”.

    Задумался Тарасыч.

    – Денег, говорит, много извел я в эту постройку; а в поход тоже не с пустыми руками идти. Деньги не малые – сто рублей.

    Засмеялся Елисей.

    – Не греши, говорит, кум. Твой достаток против моего в десять раз, а ты про деньги толкуешь. Только скажи, когда выходить – у меня и нет, да будут.

    Ухмыльнулся и Тарасыч.

    – Вишь богач, какой объявился, говорит, где ж возьмёшь-то?

    – Да дома поскребу – наберу сколько-нибудь; а чего не хватит – ульев с десяток с выставки соседу отдам. Давно уже просит.

    – Роевщина хорошая будет, тужить будешь.

    – Тужить?! Нет, кум! В жизни ни о чем, кроме о грехах, не тужил. Дороже души ничего нет.

    – Оно так, да всё неладно, как по дому неуправка.

    – А как у нас по душе-то неуправка будет, тогда хуже. А обреклись – пойдем! Право, пойдем.

    II

    И уговорил Елисей товарища. Подумал, подумал Ефим, на утро приходит к Ели сею.

    – Что ж, пойдем, говорит, правду ты говоришь. В смерти да в животе Бог волен. Пока живы да силы есть, идти надо.

    Через недельку собрались старики.

    У Тарасыча были деньги дома. Взял он себе 100 рублей на дорогу, 200 рублей старухе оставил.

    Собрался и Елисей; продал соседу 10 ульев с выставки. И приплод, сколько будет от 10 колодок, тоже соседу. Взял за все 70 рублей. Остальные 30 рублей по дому под метёлочку у всех обобрал. Старуха свои последние отдала, на похороны берегла; сноха свои дала.

    Приказал Ефим Тарасыч все дела старшему сыну: и где, сколько покосов взять, и куда навоз вывезти, и как избу выделать и покрыть. Всякое дело обдумал – всё приказал. А Елисей только наказал старухе, чтоб от проданных ульев молодых особо сажать и соседу без обмана отдать, а про домашние дела и говорить не стал: само дело, мол, покажет, что и как делать надо. Сами хозяева, для себя сделаете как лучше.

    Собрались старики. Напекли домашние лепёшек, пошили сумки, отрезали онуч новых, обули бахилки новые, взяли запасных лаптей и пошли. Проводили домашние их за околицу, распрощались, и пошли старики в путь-дорогу.

    Вышел Елисей с весёлым духом и как отошел от деревни, так все дела свои забыл. Только и думки у него, как бы дорогой товарищу угодить, как бы кому грубого слова не сказать, как бы в мире и любви до места дойти и домой вернуться. Идет Елисей дорогой и всё сам про себя либо молитву шепчет, либо жития, какие знает, на память твердит.

    А сойдется на пути с человеком или на ночлег придет, со всяким норовит как бы поласковее обойтись да по Божие слово сказать. Идет – радуется. Одного дела не мог сделать Елисей. Хотел бросить табак нюхать и тавлинку дома оставил, да скучно стало. Дорогой дал ему человек. И нет-нет, отстанет от товарища, чтоб его в грех не вводить, и понюхает.

    Идет и Ефим Тарасыч хорошо, твердо, худого не делает и пустого не говорит, да нет у него легкости на душе. Не выходит у него из головы забота про домашнее. Все припоминает, что дома делается. Не забыл ли чего сыну приказать и так ли сын делает? Увидит по дороге – картофель садят или навоз везут, и думает: так ли по приказу его сын делает. Так бы, кажется, вернулся и всё бы показал и сам сделал.

    III

    Шли пять недель старики, домашние лапти избили, уж новые покупать стали и пришли в хохлатчину. От дома шли, за ночлег и за обед платили, а пришли к хохлам, стали их на перебой к себе люди зазывать. И пустят, и покормят, и денег не берут, а еще не дорогу в сумки им хлеба, а то и лепешек накладут. Прошли они так вольно старики сот семь; прошли еще губернию и пришли в неурожайное место. Пускать пускали и денег за ночлег не брали, а кормить перестали. И хлеба не везде давали, другой раз и за деньги не добьются. Прошлый год, рассказывал народ, не родилось ничего. Которые богаты были, разорились, всё распродали; которые средственно жили – на-нет сошли; а бедняки – так или уехали совсем, или по миру ходят, или дома кое-как перебиваются. Зимой мякину или лебеду ели.

    Ночевали раз старики в местечке, купили хлеба фунтов пятнадцать, переночевали и вышли до зорьки, чтоб подальше до жару уйти. Прошли верст десять и дошли до речки, сели, зачерпнули воды в чашку, помочили хлебца, поели и переобулись. Посидели, отдохнули. Достал Елисей рожок. Покачал на него головой Ефим Тарасыч.

    – Как, говорит, такую пакость не бросить!

    Махнул рукой Елисей.

    – Пересилил, говорит, меня грех, что сделаешь!

    Поднялись, пошли дальше. Прошли ещё вёрст десяток. Пришли в большое село, прошли всё насквозь. И уж жарко стало. Уморился Елисей, захотелось ему и отдохнуть и напиться, да не останавливается Тарасыч. Тарасыч в ходьбе крепче был, и трудненько было Елисею за ним тянуться.

    – Напиться бы, говорит.

    – Что ж, напейся. Я не хочу.

    Остановился Елисей.

    – Ты, говорит, не жди, я только забегу вон в ту хатку, напьюсь. Живой рукой догоню.

    – Ладно, говорит. И пошел Ефим Тарасыч один вперед по дороге, а Елисей повернул к хатке.

    Подошел Елисей к хатке. Хатка небольшая, мазаная; низ чёрный, верх белый, да облупилась уж глина, давно, видно, не мазана, и крыша с одного бока раскрыта. Ход в хатку со двора. Вошел Елисей на двор; видит – у завалинки человек лежит безбородый, худой, рубаха в портки – по-хохлацки. Человек, видно, лег в холодок, да солнце вышло прямо на него. А он лежит и не спит. Окликнул его Елисей, спросил напиться – не отозвался человек. “Либо хворый, либо неласковый”, подумал Елисей и подошёл к двери. Слышит – в хате дитя плачет. Постучал Елисей кольцом. “Хозяева!” Не откликаются. Постучал ещё посошком в дверь. “Крещёные!” Не шевелятся. “Рабы Божии!” Не отзываются. Хотел Елисей уже и прочь идти, да слышит – из-за двери ровно охает кто-то. “Уж не беда ли какая-нибудь с людьми? Поглядеть надо!” И пошёл Елисей в хату.

    IV

    Повернул Елисей кольцо – не заперто. Отложил дверь, прошёл через сенцы. Дверь в хату отперта. Налево печь; прямо передний угол; в углу божница, стол; за столом – лавка; на лавке в одной рубахе старуха простоволосая сидит, голову на стол положила, а подле неё мальчишка худой, как восковый весь, а брюхо толстое, старуху за рукав дёргает, а сам ревмя-ревёт, чего-то просит. Вошёл Елисей в хату. В хате дух тяжёлый. Смотрит – за печью на полу женщина лежит. Лежит ничком и не глядит, только хрипит и ногу то вытянет, то подтянет. И швыряет её с боку на бок, и от неё-то дух тяжкий, – видно под себя ходит и убрать её некому. Подняла голову старуха, увидала человека.

    – Чого, говорит, тобi треба? чого треба? Нема, чоловiче нiчого.

    Понял Елисей, что она говорит, подошел к ней.

    – Я, говорит, раба Божия, напиться зашел.

    – Нема, кажу, нема. Нема чого й взяти. Иди собi.

    Стал Елисей спрашивать. – Что ж и здорового у вас али никого нет женщину убрать?

    – Та нема никого; чоловiк на дворi помира, а мы тутечки.

    Замолчал было мальчик – чужого увидал, да как заговорила старуха, опять ухватил её за рукав: “Хлiба, бабусю! хлiба!” и опять заплакал.

    Только хотел спросить Елисей старуху, ввалился мужик в хату, прошел по стенке и хотел на лавку сесть, да не дошёл и повалился в угол у порога. И не стал подыматься, стал говорить. По одному слову отрывает, скажет – отдышится, другое скажет.

    – И болезнь, говорит, напала, и… голодны. Ось з голоду помирает! – показал мужик на мальчика и заплакал.

    Встряхнул Елисей сумку за плечами, выпростал руки, скинул сумку наземь, потом поднял на лавку и стал развязывать. Развязал, достал хлеб, ножик, отрезал ломоть, подал мужику. Не взял мужик, а показал на мальчика и на девочку, им, мол, дай. Подал Елисей мальчику. Почуял мальчик хлеб, потянулся, ухватил ломоть опии ручонками, с носом в ломоть ушёл. Вылезла из-за печки ещё девочка, уставилась на хлеб. Подал и ей Елисей. Отрезал ещё кусок и старухе дал. Взяла и старуха, стала жевать.

    – Воды бы, говорит принести, уста и них запеклись. Хотела, говорит, я – вчера ли, сегодня, уж и не помню – принести, упала, не дошла, и ведро там осталось, коли не взял кто.

    Спросил Елисей, где колодец у них. Растолковала старуха. Пошёл Елисей, нашёл ведро, принёс воды, напоил людей. Поели ребята ещё хлеба с водой, и старуха поела, а мужик не стал есть. “Не принимает, говорит, душа”. Баба – та вовсе не поднималась и в себя не приходила, только металась на полатях. Пошел Елисей на село в лавку, купил пшена, соли, муки, масла. Разыскал топоришко, нарубил дров, стал печку топить. Стала ему девочка помогать. Сварил Елисей похлебку и кашу, накормил людей.

    V

    Поел мужик немножко, и старуха поела, а девочка с малышком и чашку всю вылизали и завалились обнявшись спать.

    Стали мужик со старухой рассказывать, как всё это с ними сталось.

    – Жили мы, говорят, и допрешь того небогато, а тут не родилось ничего, стали с осени проедать, что было. Проели всё – стали у соседей и добрых людей просить. Сперва давали, а потом отказывать стали. Которые бы и рады дать, да нечего. Да и просить-то совестно стало: всем должны – и деньгами, и мукой, и хлебом. Искал, – говорит мужик, – я себе работы – работы нет. Народ везде из-за корму в работу набивается. День поработаешь, да два такие ходишь – работы ищешь. Стали старуха с девчонкой ходить в даль побираться. Подаяние плохое, ни у кого хлеба нет. Всё-таки кормились кое-как, думали, – пробьемся так до новины. Да с весны совсем подавать перестали, а тут и болезнь напала. Пришло совсем плохо. День едим, а два нет. Стали траву есть. Да с травы ли, али так напала на бабу болезнь. Слегла баба, и у меня, – говорит мужик, – силы нет. И поправиться не с чего.

    – Одна я, – говорит старуха, билась, да из силы выбилась без еды и ослабла. Ослабла и девчонка, да и заробела. Посылали её к соседям – не пошла. Забилась в угол и нейдет. Заходила соседка позавчера, да увидала, что голодные да больные, повернулась, да и ушла. У ней самой муж ушёл, а малых детей кормить нечем. Так вот и лежали – смерти ждали.

    Отслушал их речи Елисей, да и раздумал в тот же день идти догонять товарища и заночевал тут. На утро встал Елисей, взялся по дому за работу, как будто сам он и хозяин. Замесил со старухой хлеба, истопил печку. Пошёл с девчонкой по соседям добывать, что нужно. Чего ни хватится – ничего нет, все проедено: ни по хозяйству, ни из одёжи. И стал Елисей припасать то, что нужно: что сам сделает, а что купит. Пробыл так Елисей один день, пробыл другой, пробыл и третий. Справился малышок, ходить стал по лавке, к Елисею ластится. А девочка совсем повеселела, во всех делах помогает. Всё за Елисеем бегает: “Дiду! Дiдусю!” Поднялась и старуха, к соседочке прошла. Стал и мужик по стенке ходить. Лежала только баба, да и та на третий день очнулась и стала есть просить. “Ну, – думает Елисей, – не чаял я столько времени прогулять, теперь пойду”.

    VI

    На четвертый день подошли розговены, и думает Елисей: “дай уж разговеюсь с людьми, куплю им кое-чего для праздника, а на вечер и пойду”. Пошёл Елисей опять на село, купил молока, муки белой, сала. Наварили, напекли они, со старухой, и на утро сходил Елисей к обедне, пришёл, разговелся с людьми. Встала в этот день и баба, стала бродить. А мужик побрился, чистую рубаху надел – старуха выстирала, – пошёл на село к богатому мужику милости просить. Заложены были богатому мужику и покос и пашня, так пошёл просить, не отдаст ли покоса и пашни до новины. Вернулся к вечеру хозяин скучный и заплакал. Не помиловал богатый мужик, говорит: “приноси деньги”.

    Задумался опять Елисей. “Как им, думает, теперь жить? Люди косить пойдут, им нечего: покос заложен. Поспеет рожь – люди убирать примутся (да и родилась же она хороша, матушка!), а им прождать нечего: продана у них десятина их богатому мужику. Уйду я, они опять так же собьются”. И разбился Елисей мыслями и не пошел с вечера – отложил до утра. Пошел спать во двор. Помолился, лег и не может заснуть: и идти-то надо – уж и так денег и времени много провел, и людей жалко. “Всех, видно, не оделишь. Хотел им водицы принести да хлебца по ломтю подать, а оно вишь куда хватило. Теперь уж – покос да пашню выкупи. А пашню выкупи, корову ребятам купи да лошадь мужику снопы возить. Видно, запутался ты брат Елисей Кузьмич. Разъякорился и толков не найдешь!” Поднялся Елисей, взял кафтан из-под головы, развернул, достал рожок, понюхал, думал мысли прочистить, ан нет: думал, думал, ничего не придумал. И идти надо и людей жалко. А как быть не знает. Свернул кафтан под голову и опять лег. Лежал, лежал, уж и петухи пропели, и совсем засыпать стал. Вдруг ровно разбудил его кто-то. Видит он, будто идет он в ворота и зацепил с одной стороны онучей, и онуча развязалась. Стал отцеплять, ан зацепился не за плетень, а это девчонка держит, кричит: “Дiду, дiдусю, хлiба!” Поглядел на ногу, а за онучу малышок держит, из окна старуха и мужик глядят. Проснулся Елисей, заговорил с собой в голос. “Выкуплю, говорит, завтра пашню и покос, и лошадь куплю, и муки до новины, и корову ребятам куплю. А то пойдешь за морем Христа искать, а в самом себе потеряешь. Надо справить людей!” И заснул Елисей до утра. Проснулся Елисей рано. Пошел к богатому мужику – рожь выкупить, отдал деньги за покос. Купил косу – и та продана была – принёс домой. Послал мужика косить, а сам пошёл по мужикам: отыскал у кабатчика продажную лошадь с телегой. Сторговался, купил, купил и муки мешок, на телегу положил и пошёл корову покупать. И дёт Елисей и нагоняет двух хохлушек. Идут бабы, промеж себя балакают. И слышит Елисей, что говорят бабы по-своему, а разбирает, что про него говорят.

    – Бачь, оце його значала не пiнали, така думка: простый чоловiк. Зайшов, кажуть, напиться, та й там и зажив. Чого, чого не накупав вин им. Сама бачила, як сегодня у шинкаря коняку с возом купив. Ни мабуть таки е люди на свiтi. Треба пiти подивиться.

    Услыхав это, Елисей понял, что его хвалят, и не пошёл корову покупать. Вернулся к кабатчику, отдал деньги за лошадь. Запряг и поехал с мукой к хате. Подъехал к воротам, остановился и слез с телеги. Увидали хозяева лошадь – подивились. И думается им, что для них он лошадь купил, да не смеют сказать. Вышел хозяин отворить ворота.

    – Откуда, говорит, конь у тебя, дедушка?

    – А купил, говорит. Дешево попалась. Накоси, мол, в ящик травки ей на ночь положить. Да и мешок сними.

    Отпряг хозяин лошадь, снёс мешок в амбар, накосил беремя травы, положил в ящик. Легли спать. Елисей лёг на улице и туда с вечера свою сумку вынес. Заснул весь народ. Поднялся Елисей, увязал сумку, обулся, одел кафтан и пошёл в путь за Ефимом.

    VII

    Отошёл Елисей верст пять. Стало светать. Сел он под дерево, развязал сумку, стал считать. Сосчитал, осталось денег 17р. 20копеек. “Ну, думает, с этим за море не переедешь! А Христовым именем собирать – как бы греха больше не было, кум Ефим и один дойдет, за меня свечку поставит. А на мне, видно, оброк до смерти останется. Спасибо, хозяин милостивый – потерпит”.

    Поднялся Елисей, встряхнул сумкой за плечами и пошёл назад. Только село то обошёл кругом, чтобы его люди не видели. И скоро домой дошёл Елисей. Туда шёл – трудно казалось, через силу другой раз тянулся за Ефимом; а назад пошёл, как ему Бог дал, что идёт и усталости не знает. Идёт играючи, посошком помахивает, по 70 вёрст в день проходит.

    Пришёл Елисей домой. Уж с поля убрали. Обрадовались домашние своему старику, стали расспрашивать: как и что, отчего от товарища отстал, отчего не дошёл, домой вернулся? Не стал рассказывать.

    – Да не привёл, говорит, Бог; растерял деньги и отстал от товарища. Так и не пошёл. Простите ради Христа!

    И отдал старухе остальные деньги. Расспросил Елисей про домашние дела: всё хорошо, все дела переделали, упущений в хозяйстве нет, и живут все в мире и согласие.

    Услыхали тем же днём и Ефимовы, что вернулся Елисей, пришли спрашивать про своего старика. И им тоже сказал Елисей.

    – Ваш, говори, старик здорово пошёл, разошлись мы, за три дня до петрова дня; хотел я было догонять, да тут такие дела пошли: растерял я деньги и не с чем стало идти, так и вернулся.

    Подивился народ: как так человек умный та и так глупо сделал, – пошёл и не дошел, только деньги провёл? Подивились и забыли. И Елисей забыл. Взялся за работу по дому: заготовил с сыном дров на зиму, обмолотил с бабами хлеб, прикрыл сараи, убрал пчёл, отдал 10 колодок пчёл с приплодом соседу. Хотела его старуха утаить, сколько от проданных колодок отроилось, да Елисей сам знал, какая холостая, какая роилась, и соседу вместо десяти семнадцать отдал. Убрался Елисей, услал сына на заработки, а сам засел на зиму лапти плести и колодки долбить.

    VIII

    Весь тот день, как остался Елисей в хате у больных людей, ждал Ефим товарища. Отошёл он недалеко и сел. Ждал, ждал, заснул, проснулся, ещё посидел – нет товарища. Все глаза проглядел. Уже солнце за дерево зашло, – нет Елисея. “Уж, не прошёл ли, думает, мимо меня, или не проехал ли (подвёз кто, не приметил меня, пока я спал). Да нельзя же не видеть ему. В степи далеко видно. Пойду назад, думает, а он вперёд уйдёт. Расстанемся с ним, ещё того хуже. Пойду вперёд, на ночлеге сойдёмся”. Пришёл в деревню, попросил десятского, чтобы если придёт такой старичок, отвести его в туже хату. Не пришёл на ночлег Елисей. Пошёл дальше Ефим, спрашивал всех: не видели ли старичка лысенького? никто не видел. Подивился Ефим и пошёл один. “Сойдемся, думает, где-нибудь в Одессе на корабле”, и перестал думать.

    Сошёлся на дороге со странником. Странник в скуфье, в подряснике и с длинными волосами, был и на Афоне и в другой раз едет в Иерусалим. Сошлись на ночлеге, разговорились и пошли вместе.

    Дошли до Одессы хорошо. Трое суток прождали корабля. Богомольцев много дожидалось. Были с разных сторон. Опять порасспросил Ефим про Елисея – никто не видал.

    Выправил Ефим билет заграничный – 5 рублей стало. Отдал 40 целковых за проезд туда и обратно, закупил хлеба, селёдок на дорогу. Погрузили корабль, перевезли богомольцев, сел и Тарасыч со странником. Подняли якоря, отчалили, поплыли морем. День хорошо плыли; к вечеру поднялся ветер, пошёл дождь, стало качать и корабль заливать. Взметался народ, стали бабы голосить, и из мужчин, которые послабее, стали по кораблю бегать, места искать. Нашёл и на Ефима страх, только виду не показал: как где сел с прихода на полу, рядом с тамбовскими стариками, так и сидел всю ночь и день другой весь; только свои сумки держали и нечего не говорили. Затихло на третий день. На пятый день пристали к Царьграду. Которые странники высаживались на берег, ходили смотреть храм Софии-премудрости, где теперь турки владеют; Тарасыч не высаживался, на корабле просидел. Только булки белой купил. Простояли сутки, опять поплыли морем. Останавливались ещё у Смирны города, у другого Александрии и доплыли благополучно до Яффы города. В Яффе высадка всем богомольцам: 70 вёрст пешеходу до Иерусалима. Тоже при высадке набрался страху народ: корабль высокий и с корабля вниз на лодки народ кидают, а лодку качает, того и гляди не угодить в лодку, а мимо, человек двух замочило, а высадились все благополучно. Высадились, пошли пешие; на третий день к обеду дошли до Иерусалима. Стали за городом, на Русском подворье, билеты прописали, пообедали, пошли со странником по святым. К самому гробу Господню ещё впуска не было. Пошли в патриарший монастырь, Собрали туда всех поклонников, посадили женский пол и мужской пол особо. Велели разуться и сесть кругом. Вышел монах с полотенцем и стал всем ноги умывать; Умоет, и поцелует, и так всех обошёл. Ефиму ноги умыл и поцеловал. Отстояли вечерню, заутреню, помолились, свечи поставили и подали поминанья за родителей. Тут и покормили и вино подносили. На утро пошли в кельню Марии Египетской, где она спасалась. Поставили свечи, молебен отслужили. Оттуда в Авраамов монастырь ходили. Видели Савеков сад – место, где Авраам сына заколоть хотел Богу. Потом ходили на то место, где Христос явился Марии Магдалине, и в церковь, Якова, брата Господня. Все места показывал странник и везде сказывал, сколько, где денег подавать надо. К обеду вернулись на подворье, поели. И только стали укладываться спать, взахался странник, стал свою одежду перебирать – шарить. “Вытащили у меня портмоне с деньгами, 23 рубля, говорит, было: две десятирублёвые и три мелочью”. Потужил, потужил странник, делать нечего – легли спать.

    IX

    Лёг Ефим спать, и напало на него искушение. “Не вытаскивали, думает, у странника денег; у него, думается, их не было, Нигде он не подавал. Мне приказывал подавать, а сам не давал, да и у меня рубль взял”.

    Подумает так Ефим и начнет сам себя укорять: “Что, говорит, мне человека судить, грешу я. Не стану думать”. Только забудется, опять станет поминать, как странник на деньги приметлив и как он не похоже говорит, что у него портмоне вытащили. “И не было, думает, у него денег. Один отвод”.

    Встали перед вечером и пошли к ранней обедне в большой храм Воскресенья – к гробу Господню. Не отстает странник от Ефима, с ним вместе идёт.

    Пришли к храму. Народу – странников-богомольцев, русских, и всяких народов, и греков, и армян, и турок, и сириян – собралось много. Повёл их монах. Провёл их мимо стражи турецкой к тому месту, где снят с креста Спаситель и помазан и где 9 подсвечников больших горят. Всё показывали и рассказывали. Поставил там Ефим свечку. Потом повели монахи Ефима на правую руку вверх по ступенькам на Голгофу, на то место, где крест стоял; там молился Ефим. Потом показали Ефиму скважину, где земля до преисподней проселась; потом показывали то место, где прибивали руки и ноги Христа к кресту гвоздями; потом показали гроб Адама, где кровь Христа лилась на его кости. Потом пришли к камня, где сидел Христос, когда надевали на Него терновый венец; потом – к столбу, к которому привязывали Христа, когда били Его. Потом видел Ефим камень с двумя дырами для ног Христа. Хотели ещё что-то показать, да заторопился народ: заспешили все к самой пещере гроба Господня. Отошла там чужая, началась православная обедня. Пошёл Ефим с народом к пещере.

    Хотел он отбиться от странника – всё в мыслях он грешил на странника – да не отстаёт от него странник, с ним вместе и к обедне к гробу Господню пошёл. Хотели они поближе стать, не поспели. Стеснился народ так, что ни вперёд, ни назад продора нет. Стоит Ефим, смотрит вперёд, молится, а нет-нет и ощупает, тут ли кошель. Двоится у него в мыслях: первое думает – обманывает его странник; второе думает – коли не обманул, а вправду вытащили, так как бы и со мной того же не было.

    X

    Стоит так Ефим, молится и смотрит вперёд, в часовню, где сам гроб и над гробом 36 лампад горят. Стоит Ефим, через головы смотрит, что за чудо! Под сами лампадами, где благодатный огонь горит, впереди всех, видит, стоит старичок в кафтане сермяжном, блестит лысина во всю голову, как у Елисея Боброва. “Погож, думает, на Елисея. Да нельзя ему быть! Нельзя ему прежде меня поспеть. Корабля до нас за неделю отходил. Нельзя ему было упредить. А на нашем корабле не было. Я всех богомольцев видел”.

    Только думал так Ефим, стал молиться старичок и поклонился три раза: раз наперед Богу, а потом миру православному на обе стороны. И как повернул голову старичок на правую сторону, так и признал его Ефим. Самый он, Бобров, и есть – и борода черноватая, курчавая, и проседь в щеках, и брови, и глаза, и нос, и всё обличие его. Самый он, Ели сей Бобров.

    Обрадовался Ефим, что товарища нашёл, и подивился, как так Елисей наперёд его поспел.

    “Ай да Бобров, думает, куда на перёд пролез! Видно, с человеком таким сошёлся, что привёл его. Дай на выходе найду его, своего странника в скуфье брошу и с ним стану ходить, авось и он меня проведёт наперёд”.

    И всё смотрел Ефим, как бы не упустить ему Елисея. Да отошли обедни, зашатался народ, пошли прикладываться, затеснились, отдавили в сторону Ефима. Опять напал на него страх, как бы, думает, кошель не вытащили? Прижал рукой кошель Ефим и стал продираться, только бы на простор выбраться. Выбрался на простор, ходил-ходил, искал-искал Елисея тут и в храме. Тут же в храме по кельям всякого народа много видел: которые тут же и едят, и пьют вино, и спят, и читают. И нет нигде Елисея. Вернулся Ефим на подворье, – не нашёл товарища. В этот вечер странник не приходит. Пропал, и рубль не отдал.

    На другой день пошёл опять Ефим к гробу Господню с тамбовским стариком, на корабле с ним ехал. Хотел пролезть вперёд, да опять отдавили его, и стал он у столба и молится. Поглядел наперёд, – опять под лампадами у самого гроба Господня на переднем месте стоит Елисея, руки развёл, как священник у алтаря, и блестит лысина во всю голову. “Ну, – думает Ефим, – теперь уже не упущу его”. Полез продираться вперёд. Продрался – нет Елисея. Видно ушёл. И на третий день опять у гроба Господня смотрит – в самом святом месте стоит Елисей на самом на виду, руки развёл и глядит кверху, точно видит что то над собой. И светится его лысина во всю голову. “Ну, – думает Ефим,- теперь уже не упущу его, пойду к выходу стану. Там уже не разминемся”. Вышел Ефим, стоял-стоял, полдень простоял: весь народ прошёл, нет Елисея.

    Пробыл шесть недель Ефим в Иерусалиме и побывал везде: и в Вифлееме, и в Вифании, и на Иордане, и на новую рубаху печать у гроба Господня наложил, чтобы похорониться в ней, и воды из Иордана в склянку взял, и земли и свечей с благодатным огнём взял и в восьми местах поминания записал, извёл все деньги, только бы домой дойти. И пошёл Ефим назад к дому. Дошёл до Яффы, сел на корабль, приплыл в Одессу и пошёл пешеходом домой.

    XI

    Идёт Ефим один тем же путём. Стал к дому приближаться, опять напала на него забота, как без него дома живут. “В год, думает, воды много утекло. Дом целый век собираешь, а разорить дом не долго. Как сын без него дела повёл, как весна вскрылась, как скотина перезимовала, так ли избу выделали”. Дошёл Ефим до того места, где они запрошлый год расстались с Елисеем. Народу и узнать нельзя. Где запрошлый год народ бедствовал, нынче все достаточно живут. Родилось всё хорошо в поле. Поправился народ и прежнее горе забыли. Подходит вечерком Ефим к тому самому селу, где запрошлый год Елисей отстал. Только вошёл в село, выскочила из-за хатки девочка в белой рубахе.

    – Дiд! Дiдко! До нас заходи.

    Хотел Ефим пройти, да не пускает девочка, ухватила за полу, тащет к хате и сама смеётся.

    Вышла на крыльцо и женщина с мальчиком, тоже манит:

    – Заходи, мол, дедушка, поужинаешь, переночуешь.

    Зашёл Ефим. “Кстати, думает, про Елисея спрошу: никак в эту самую хату напиться заходил”.

    Вошёл Ефим, сняла с него женщина сумку, умыться подала, посадила за стол. Молока достала, вареников, каши поставила на стол. Поблагодарил Тарасыч, похвалил людей за то, они странников привечают. Покачала женщина головой.

    – Нам, говорит нельзя странников не привечать. Мы от странника жизнь узнали. Жили мы, Бога забыли, и наказал всех Бог так, что все только смерти ждали. Дошли летось до того, что все лежали – и есть нечего и больны. И помереть бы нам, да послал нам Бог такого же, вот, как и ты, старичка. Зашёл он среди дня напиться, да увидел нас, пожалел, да и остался с нами. И поил, и кормил, и на ноги поставил, и землю выкупил, и лошадь с телегой купил, и нас кинул.

    Вошла в хату старуха, перебила речь женщины.

    – И сами мы не знаем, говорит, человек ли был или ангел Божий. Всех-то любил, всех-то жалел, и ушёл – не сказался, и молить за кого Бога – не знаем. Как теперь вижу: лужу я, смерти жду, смотрю – вошёл старичок, немудренький, лысенький, воды напиться. Ещё я думала, грешная: что шляются? А он вот что сделал! Как увидал нас, сейчас сумочку долой, Вот на этом месте поставил, развязал.

    Вступилась девочка.

    – Нет, говорит, бабушка, он прежде сюда посередь хаты поставил сумку, а потом на лавку убрал.

    И стали они спорить и все дела его вспоминать: и где он сидел, и что делал, и что кому сказал.

    На ночь приехал и мужик-хозяин на лошади, тоже стал про Елисея рассказывать, как он у них жил.

    – Не прийди он к нам, говорит, мы бы все в грехах померли. Помирали мы в отчаяние, на Бога и на людей роптали. А он нас и на ноги поставил, и через него мы Бога познали, и в добрых людей уверовали. Спаси его Христос! Прежде как скоты жили, а он нас людьми сделал.

    Накормили, напоили люди Ефима, положили спать и сами легли.

    Лежит Ефим и не спит, и не выходит у него из головы Елисей, как он видел его в Иерусалиме три раза в переднем месте.

    “Так вот где, думает, опередил меня! Мои труды приняты, нет ли, а его то принял Господь”.

    На утро распрощались люди с Ефимом, наклали ему пирожков на дорогу и пошли на работу, а Ефим в путь-дорогу.

    XII

    Ровно год проходил Ефим. На весну вернулся домой.

    Пришёл он домой к вечеру. Сына дома не было, в кабаке был. Пришёл сын выпившим, стал его Ефим расспрашивать. По всему видал, что замотался без него малый. Деньги все провёл дурно, дела упустил. Стал его отец щунять. Стал сын грубиянить.

    – Ты бы, говорит, сам поворочал, а то ты ушел, да и деньги ещё унёс с собой, а с меня спрашиваешь.

    Рассерчал старик, побил сына.

    На утро вышел Ефим Тарасыч к старосте о сыне поговорить, идёт мимо Елисеева двора. Стоит старуха Елисеева на крылечке, здоровается:

    – Здорово, кум, говорит; здорово ли, касатик сходил?

    Остановился Ефим Тарасыч.

    – Слава Богу, говорит, сходил; твоего старика потерял, да слышу он домой повернулся.

    И заговорила старуха – охотница была покалякать.

    Вернулся, говорит, кормилец, давно вернулся. Вскоре после Успенья, никак. Уж и рады же мы были, что его Бог принёс! Скучно нам без него. Работа от него какая, – года его ушли. А всё голова, и нам веселее. Уж и парень как радовался! Без него, говорит, как без света в глазу. Скучно нам без него, желанный, любим мы его, уж как жалеем.

    – Что ж, дома, что ль, он теперь?

    – Дома, родной, на пчельник рои огребает. Хороша, баит, роевщина. Такую Бог дал силу пчеле, что и старик и не запомнит. Не по грехам, байт, бог даёт. Заходи, желанный, как рад-то будет.

    Пошёл Ефим через сени, через двор и на пчельник к Елисею. Вошёл на пчельник, смотрит – стоит Елисей без сетки, без рукавиц, в кафтане сером под берёзкою, руки развёл и глядит вверх, и лысина блестит во всю голову, как он в Иерусалиме у гроба Господня стоял, а над ним, как в Иерусалиме, сквозь берёзку, как жар горит, играет солнце, а вокруг головы золотые пчёлки в венец свились, вьются, но не жалят его. Остановился Ефим.

    Окликнула старуха Елисея.

    – Кум, говорит, пришёл!

    Оглянулся Елисей, обрадовался, пошёл куму на встречу, полегонечку пчёл из бороды выбирает.

    – Здорово, кум, здорово, милый человек… Хорошо сходил?

    – Ноги сходил, и водицы тебе с Иордана реки принёс. Заходи, возьми, да принял Господь труды…

    – Ну и, слава Богу, спаси Христос.

    Помолчал Ефим.

    – Ногами был, да душой-то был ли, али другой кто…

    – Божие дело, кум, Божие дело.

    – Заходил также я на обратном пути в ту хату, где ты остался…

    Испугался Елисей, заторопился.

    – Божие дело, кум, Божие дело. Что ж, заходи, что ль, в избу – медку принесу.

    И замял Елисей речь, заговорил про домашнее.

    Вздохнул Ефим и не стал поминать Елисею про людей в хате и про то, что он видел в Иерусалиме. И понял он, что на миру по смерти велел Бог отбывать каждому свой оброк – любовью и добрыми делами.

    1885 г.

    Читает Зоя Феодосьевна Родзевилова.

    Источник: https://isci.us/projects/scp/leo-tolstoy/

    В поисках невидимого Бога (Филип Янси)
    5 (1)

    В поисках невидимого Бога (Филип Янси) в Христианской фонотеке

    В поисках невидимого Бога (Филип Янси)

    «Чем более личностей для человека Бог, тем ближе к сердцу он принимает все, что с Богом связано». Автор берется исследовать шесть граней жизни христианина:
    – жажду по Богу,
    – стремление понять, Кто такой Бог,
    – отношение к Святому Духу,
    – саму веру,
    – духовный рост и
    – духовное преображение.

    Автор показывает, как способность довериться любящему Богу помогает в трудные времена.

    Исповедь (Августин Аврелий)
    4.8 (15)

    Исповедь (Августин Аврелий) в Христианской фонотеке

    Исповедь (Августин Аврелий)

    «Исповедь» Блаженного Августина – история жизни и обращения в Христианство античного ритора, ставшего епископом и одним из отцов Церкви. Написанная шестнадцать веков назад, книга относится не только к выдающимся произведениям в области богословия человеческой души, но и к величайшим сокровищам мировой литературы.

    Широко известны слова Блаженного Августина, которые он обратил к Богу в начале своей «Исповеди»: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». И хотя в своей «Исповеди» Блаженный Августин раскрывает свой личный путь к Богу, общечеловеческое значение этой книги гораздо шире – она для всех тех, кто в многоскорбном мире ищет Бога и не может найти Его. Она для тех, кто считает себя человеком, которому нужен нравственный духовный идеал, и кто желает его найти.

    Читает Рафаэль Клейнер.

    Обзоры и рецензии

    • Сочинение, написанное блаженным Августином, стало первой в европейской литературе обширной автобиографией. В нем святой в форме диалога с Богом, исповеди Богу рассказывает о 33 годах своей жизни. (Читать полностью: Александр Черепенин, Главные книги о Христе)
    • Оценивать эту книгу не особо возможно. Отношение к ней зависит только от веры. Каждая глава пронизана религией. (Читать полностью…)
    • Это и автобиография, и славословия, и философские рассуждения о Боге, сотворении мира, о времени, и о многом другом. (Читать полностью…)
    • Книгу можно читать не как источник религиозных истин, а как историю жизни обычного человека, его поиск истины и самого себя. (Читать полностью…)
    • Он делится своей жизнью и поэтапно показывает как и с помощью кого шел к вере и как именно открыл для себя Бога в рамках христианской религии. (Читать полностью…)
    • Большая часть книги – по сути, автобиография Аврелия Августина, и меня удивило, насколько легко и увлекательно эта часть читается. (Читать полностью…)
    • С первой страницы я поняла, что эта книга для души, даже для очищения сознания от суеты будней. (Читать полностью…)
    • Оценивать эту книгу не особо возможно. Отношение к ней зависит только от веры. Каждая глава пронизана религией. (Читать полностью…)
    • После того, как человек получает образование и становится атеистом, становится сложно понять образ мысли искренне верующих людей. (Читать полностью…)
    • Одна из величайших книг человечества. (nicolaspan4enko, livelib.ru)
    • Обзор книги Августина Аврелия «Исповедь» (Библейский сюжет)

    Избавил сердце (Павел Пысларь)
    5 (1)

    Избавил сердце (Павел Пысларь) в Христианской фонотеке

    Избавил сердце (Павел Пысларь)

    Когда к Тебе я в небеса взываю
    Я двери сердца открываю
    С моих очей отри слезу
    Я душу изолью
    О помоги мне побеждать сомненья
    В Тебе найду я утешение
    Как путь тяжел, к Тебе я шел
    И Ты меня нашел

    ПРИПЕВ
    Избавил сердце мое
    Направил в небо его
    Всю жизнь искал я Того
    Кто снимет бремя мое
    Ты дал надежду свою
    Спасенье мира сего
    Ты драгоценней всего
    Искал Тебя одного

    Я буду в жизни сколько хватит силы
    Хвалить Твое Святое Имя
    Я слышал голос Твой родной
    «Иди мой сын домой»
    Я так хочу в Твои Господь Объятья
    В тебе мой жизненный источник счастья
    К Тебе стремлюсь я сердцем и душой!

    Слова и музыка Pavel Pislari.

    Искал Аллаха – нашел Христа (Набиль Куреши)
    5 (1)

    Искал Аллаха - нашел Христа (Набиль Куреши) в Христианской фонотеке

    Искал Аллаха - нашел Христа (Набиль Куреши) в Христианской фонотеке

    Искал Аллаха – нашел Христа (Набиль Куреши)

    Все знали Набиля как примерного сына из традиционной мусульманской семьи. С детства он наизусть знал Коран, соблюдал ритуалы ислама и всем сердцем любил родителей. Казалось, что его жизнь сложится вполне предсказуемо.

    Но случилось то, чего не ожидал никто: Набиль стал христианином. Эта книга – реальная история о сильной личности и уникальной судьбе, о любви к близким, настоящей дружбе, душевной борьбе и преодолении.

    PS. в записии были опущены такие части книга как «Предисловие», «Благодарности», «Как читать эту книгу» и все «Приложения».

    Обзоры и рецензии

    Я хочу под Твои крылья (Оксана Козунь)
    5 (3)

    Я хочу под Твои крылья (Оксана Козунь) в Христианской фонотеке

    Я хочу под Твои крылья (Оксана Козунь)

    Ты всё видишь, Ты всё знаешь, когда мне трудно так бывает,
    Я кричу Тебе — «О, помоги мне».
    Жизнь бывает как пустыня, не пройти не перейти мне,
    Без Твоей поддержки и руки.

    ПРИПЕВ:
    Я хочу под Твои крылья, где живёт любовь всесильна,
    Я с Тобою стану сильной.
    Не отчаюсь, не устану, я с Тобой счастливой стану,
    Ты мой Бог и Ты веди меня.

    Я ходила, я искала, находила и теряла,
    Я Тебя в порыве своей жизни.
    А Ты всё ждал и молчал, когда приду и позову,
    Тебе слова такие я скажу.

    Слова и музыка Оксана Козунь.

    Христиана и её дети (Джон Буньян)
    5 (2)

    Христиана и её дети (Джон Буньян) в Христианской фонотеке

    Христиана и её дети (Джон Буньян)

    Замечательная христианская книга Джона Буньяна, в аллегорической форме рассказывающая об основных истинах Евангелия, является продолжением книги «Путешествие пилигрима».

    Джона Буньяна называют Шекспиром среди проповедников. История Джона Буньяна — одна из самых интересных историй человечества. Этот человек прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Сын сельского лудильщика, во время Английской революции он стал проповедником пуритан. Буньян проповедовал простое Евангелие, за что в период реставрации Стюартов был обвинен в незаконной проповеди, так как не имел официального звания пастора англиканской церкви и посажен в тюрьму. Свои книги он создал во время заключения, и они, по сути, являются историей его жизни. Почти до конца жизни Буньян страдал от преследований за свои убеждения, всегда оставаясь примером самоотвержения и любви к ближнему.

    Читает Елена Катко.

    Читать онлайн

    Купить книгу

    Белый храм (Оксана Полищук)
    5 (1)

    Белый храм (Оксана Полищук) в Христианской фонотеке

    Белый храм (Оксана Полищук)

    Слова Александр Поплавский, музыка Оксана Полищук.

      Куда идешь? (Людмила Соложеницына)
      0 (0)

      Куда идешь? (Людмила Соложеницына) в Христианской фонотеке

      Куда идешь? (Людмила Соложеницына)

      Звенит звонок, и за спиною детство.
      И тысячи дорог манят к себе.
      Но если повнимательней всмотреться,
      Увидим мы, что их всего лишь две.

      Как распознать, какой идти мне? Той, что шире?
      Шуршит она гламурной мишурой…
      Искусно дъяволом притрушена трясина,
      Там миллионы душ утратят свой покой.

      Иль той идти, которая поуже?
      Нет трубных звуков и не так блестит?
      Хоть неприметна тропка, но светлей и чище.
      Дорога веры твёрже, чем гранит.

      Как манит грех, как ярок, как заманчив,
      Слащавый запах тлена манит за собой.
      А в лапах дъявольских отравленные стрелы,
      И ищет цели лук с тугою тетивой…

      Направлен он на тех, кто хочет стать кумиром,
      Не видя никого, любуется собой.
      Удел убогих – стать звездою в этом бренном мире
      И временно блистать перед безумною толпой.

      Толпа – голодый зверь сегодня, как и прежде,
      Ей управляет ненасытный мира князь.
      Сегодня постилают пред тобой одежды,
      А завтра, обернувших, затоптали в грязь.

      Как жестоки слова… Да, жестоки, зато правдивы.
      Луквства нет в них, лишь желание помочь…
      И тот, кто проходил земные круги ада,
      Как сможет защитить он сына или дочь?

      Как рассказать? Как достучаться в сердце?
      Как уберечь от скорби и тоски?
      Спаси, Господь и огради от искушенья,
      Чтобы Твоей достигли полноты?

      Иисус Христос прошёл другой дорогой,
      Кто слышал зов небесный – поспешим…
      Зовёт Он всех, но избранных немного.
      Конец дороги той – Святой Иерусалим.

      И всё-ж, как выбрать нужню дорогу?
      За каждый шаг Творцу дадим ответ.
      Как разрешить столь тяжкую дилему?
      Решить самой или у Бога попросить совет?

      Читает Людмила Соложеницына.

      Назад к Богу (Богдан Мычка)
      5 (2)

      Назад к Богу (Богдан Мычка) в Христианской фонотеке

      Назад к Богу (Богдан Мычка)

      Я стою от Тебя в стороне
      И напрасно молитву шепчу –
      Все равно уж не верится мне,
      Что задача Тебе по плечу.

      Разуверившись в том, что силен
      Ты меня защитить от беды,
      Я бесцельно бреду день за днем,
      На свои возвращаясь круги.

      Раньше было – как только ко мне
      Неудача какая придет,
      Тотчас к Богу в горячей мольбе
      Мое сердце в слезах вопиет.

      А теперь – говорю в потолок
      И не верю, что будет ответ.
      Будто знаю, что где-то есть Бог,
      Но твержу, что Его все же нет.

      Сам себе став заклятым врагом,
      Пессимизмом себя напоил;
      Находясь в состояньи таком,
      Я уже выбиваюсь из сил.

      Почему Бог не слышит меня?
      Почему не внимает мольбе?
      Почему не откроет Себя?
      Почему не приблизит к Себе?

      Или так безразличен Ему
      Тот, кого Он любить обещал?
      Разве зря заплатил Он цену,
      Разве зря на кресте умирал?

      Эти мысли мне спать не дают –
      И ночами бессонными вновь
      Я ищу тот блаженный уют,
      Что дарует Господня любовь.

      Нет любви – и в душе пустота,
      Не заполнить ее, не изгнать –
      Чтоб узнать, какова ей цена,
      Может, нужно хоть раз потерять…

      Без любви иссякает струя,
      Что поила живою водой.
      Но не в силах ни ты и ни я
      Потерять этот дар неземной.

      Пусть невзгоды и беды кружат.
      Пусть душа очерствела всерьез.
      Я уже направляюсь назад,
      Для ответа готовя вопрос.

      И, прощая мой детский каприз,
      Бог способен опять и опять
      Терпеливо и без укоризн
      Маловерье мое исцелять.

      2003 г.

      Читает Читает Ната Звонка, студия «Голос».